На Кройц-аптеке Калининграда «поставлен крест»

Одним из самых обсуждаемых событий последнего времени стало явление глазам изумленной публики после реконструкции Кройц-аптеки в Калининграде на улице Фрунзе, точнее, уже не Аптеки, а будущего офисного центра с магазинами и проч. Если положить рядом две фотографии - изначального исторического облика Аптеки и того, в каком она продолжит жизнь в XXI веке – то не каждый сообразит, что это один и тот же ансамбль. Как говорится, мама родная не узнает.
Трехчастный комплекс югенд-стиля накрыли единым стеклянным этажом и мансардами, сделали и четвертую пристройку - тоже стеклянную. Исторические фасады выглядят аппликацией на давлеющем современном фоне. Канареечная желтая раскраска двух центральных объемов еще больше усиливает впечатление то ли пряничного домика, то ли благородных черно-белых кадров «Семнадцати мгновений весны», раскрашенных современными кинематографистами.
Собственно, на расцветку-то все критики и «набросились». Хотя, по большому счету, не все ли равно, какой цвет, если он только подчеркивает факт: подлинность и ощущение аутентичности, старательно стираемые и изгоняемые из исторического ансамбля все последние годы, удалось изжить.
Да этого никто и не скрывал.
В августе 2019 года глава Службы охраны памятников Калининградской области Евгений Маслов напрямую сказал журналистам, что сохранить получится центральную часть фасада, арки «и прочее»: «Процентов 15-20 в первозданном виде останется. Надпись на фасаде является предметом охраны, но в том техническом состоянии, в котором она находится, ее восстановить невозможно. Но если мы не будем заниматься вот таким видом работ, как реставрация фресок, мозаики... ну, это нужно будет специалистов с какой-нибудь „суриковки“ вызывать. Это того не стоит».
Фактически было заявлено, что предмет охраны не указ. Случаи обрушения исторических конструкций во время «работ по укреплению» спускались на тормоза и преподносились собственником здания как производственные ЧП, которые будут компенсированы воссозданием. В общем-то никто ответственности за обрушения так и не понес…
Да, здание долго стояло бесхозным, да, оно было сильно руинировано, да, продать его долго не получалось, но является ли это карт-бланшем на столь вольное с ним обращение, вплоть до разрушения предмета охраны?
Впрочем, теперь это подается как достижение, «через тернии к звездам»…
Глава региональной Службы охраны памятников Евгений Маслов реновацию здания «Кройц-аптеки» называет «новым шагом»: «Я не приведу другого примера синтеза исторической и современной архитектуры у нас в регионе. А более значимого объекта уж точно нет вообще. В свое время государственная историко-культурная экспертиза проекта 21 день висела на нашем сайте для изучения и публичного обсуждения — все желающие могли высказать свое мнение, в том числе по цветовым решениям, по концептуальным подходам. И никто ничего не высказал тогда. Теперь постфактум люди начинают что-то писать — это меня немножко удивляет. Времена меняются — принимаются новые решения. У нас когда-то и Зимний дворец был не бирюзовый, как сейчас, а красно-коралловый. Почему бы и нет?»
По такой логике, конечно, «новыми шагами» зайти можно очень далеко. Гораздо дальше, чем просто реставрация-воссоздание. Можно фактическую гибель памятника назвать его возрождением. Что и произошло.
Вот как «Хранителям Наследия» прокомментировал ситуацию с памятником Евгений Мосиенко, исследователь культурного наследия (Калининрад): «Случай с Кройц-аптекой в очередной раз показал, как жители любят свой город.
Кто-то хочет видеть его лучше и ругает проект, другие считают, что это современно и стильно. Резонанс в обществе, ярко, как и новый фасад аптеки демонстрирует, насколько актуальна тема сохранения наследия для Калининградцев. Что же хотел сделать собственник - очередной торгово-офисный центр или попытку провести реставрацию объекта культурного наследия в духе метамодерна? Все обсуждают внешний облик здания, архитекторы пытаются защитить своего коллегу, чиновники поддерживают инвестора.
Но давайте посмотрим глубже - "за фасад аптеки", и обратимся к наследию. Здание обладало соответствующим статусом, и это было “охранной грамотой”, вкупе с негодованием калининградцев, защитивших руины от сноса. К сожалению, существующий закон не дает четких рекомендаций, как актуально вести себя с объектом культурного наследия. Он не скажет инвестору о том, что стоит в начале провести исследование для понимания, что необходимо жителям окрестных улиц и горожанам - очередной офис, которых и так навалом, или гостиница, где они не будут останавливаться или же действительно - аптека и что-то оздоровительное? Не написано в законе, за что жители любили и интересовались этим зданием - за общий вид старой постройки, или за его детали, изысканность даже в руинированном состоянии, некий связующий элемент жизни прошлого и нынешнего - аутентичную, пережившую несколько эпох, надпись: "Kreuz-Apotheke", которую, как посчитали чиновники и собственник, сохранять слишком дорого. В законе не говорится о сохранении наследия, как процессе более бережного отношения к экологии - реставрации с меньшим уроном, чем от монтажа новодела. Такие знания не дадут ни закон, ни чиновник, ни архитектор. Это скажут вам жители и, те кто исследует наследие, как фактор, изменяющий среду. Обладая подобной информацией, проработанная концепция приведения в порядок здания обретает смысл, может сделать проект действительно сильным, современным, как следствие, избежать промахов с визуализацией, стать движущей силой к изменениям вокруг.
Кройц-аптека - хорошая иллюстрация восприятия наследия, как архитектурной формы, обремененной обязательствами, которые можно по-разному интерпретировать. Главное, чтобы проходило “по нормативам”. Возможно, в будущем, случай Кройц-аптеки вызовет интерес, как пример сохранения объекта культурного наследия ради сохранения и без сохранения как такового, а лишь попытка сделать некую современную архитектурную форму. Этот случай необходимо учитывать как опыт, чтобы в дальнейшем поступать иначе. И Кройц-аптека заплатила за это своей “жизнью”».
Досье: Комплекс зданий Кройц-аптеки построили в Кёнигсберге по одним данным в 1888 году, по другим — в 1900-1905 годах. За свою историю сменило несколько владельцев, самым известным из них был фармацевт Адольф Петренец. Первый этаж здания занимали коммерческие помещения, остальные — жилые.
Во время войны здание не пострадало и было жилым домом вплоть до 1987 года, когда жильцов расселили, чтобы сделать капитальный ремонт. Однако до 2018 года Кройц-аптека постепенно разрушалась — никакого ремонта, тем более реставрации, не было.
К 2016 году 90% здания было изношено, большинство декоративных элементов, в том числе надписи, не уцелели. Калининградские власти с 2014 года пытались продать здание. Спустя два года за 3,1 миллиона рублей его купил бизнесмен Сергей Свиридов. Он пообещал отреставрировать Кройц-аптеку, сделав из неё отель.
В 2016 году при укреплении здания часть фасада обрушилась, потому что стена «стояла на соплях», сообщил глава горсовета Калининграда Андрей Кропоткин. После обрушения Свиридов заявил, что утраченные элементы Кройц-аптеки восстановят. Позже выяснилось, что от первоначального фасада останется лишь 15-20%.
Фото: Евгения Твардовская