Не молчите – и вас услышат
Федеральные средства для спасения фресок храма Успения в Мелетове выделены после нескольких лет «хождения по мукам»
Евгения Твардовская
Настал праздник на улице псковских памятников. Долгожданный. Со слезами на глазах – если учесть состояние объектов культурного наследия, и с сединою на висках - у активистов, экспертов, ВООПИК от долгих переживаний и доказываний очевидного.
Но вот очевидное доказано, переживания заразили вышестоящие инстанции. Не зря старались.
Распределение средств
Итак, порядка 15 знаковых памятников Псковщины получат в 2017 году по ФЦП «Культура России» 25 млн рублей. В частности, как сообщает официальный сайт Псковской области, деньги пойдут на завершение реставрации мемориального музея-усадьбы Софьи Ковалевской в Полибине Великолукского района, проектные работы по церкви Козьмы и Дамиана с Примостья и храму Нерукотворного Образа во Пскове.
В этом году должны также завершиться ремонтно-реставрационные работы в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского женского монастыря. Будет объявлен новый конкурс на укрепление основания стен монастыря, а также отремонтирована кровля Никольской трапезной церкви обители. Ремонтно-реставрационные работы продолжатся в Пороховых погребах Псковского кремля. В Земляной крепости в Великих Луках завершится первый и начнется второй этап реставрации. Выделены средства и на ремонтно-реставрационные работы в храме Вознесения Господня в деревне Бельское Устье Порховского района, а также на реконструкцию Дома губернатора (Каверинской библиотеки) в Пскове.
Но самым главным объектом ФЦП на 2017 год в Псковской области стал, конечно же, храм Успения Пресвятой Богородицы с уникальной стенописью в селе Мелетово.
«Мы писали, мы писали»
Петиция по Мелетову с призывом «Срочно проведите противоаварийные работы мирового шедевра 15 века» собрала подписи более 65 тысяч человек. Авторитетные эксперты в один голос не один год говорили о том, что шедевр разрушается, и дела уже «за гранью». Последний визит членов Федерального научно-методического совета в 2016 году вынес диагноз и определил срок жизни – 4-5-лет.
Деньги от Минкультуры – помощь в последний момент, после многолетнего молчания. Хочется надеяться, что они еще могут принести пользу. Как известно, физические процессы не подвластны бюджетному регулированию. Если тянуть достаточно долго – то и миллионы рублей будут бесполезны. По Мелетову картина все больше начинала выглядеть именно так. Но, очевидно, на возмущение экспертов и общественности не реагировать было уже невозможно…
Что планируется сделать на храме, «Хранителям Наследия» рассказала Елена Яковлева, руководитель регионального Госкомитета по охране объектов культурного наследия:
«По Мелетову мы готовим документы. На последней неделе февраля по нашему приглашению в области работала группа нового для нас Госзаказчика - ФГКУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (Санкт-Петербург) под руководством директора - Волынской Н.В. Очень плотно все вместе поработали, объехали все объекты ФЦП (15 объектов культурного наследия, между "крайними" - до 300 км): встретились с пользователями, пообщались с муниципалами, провели рабочие совещания - молодцы, и спасибо им.
Боюсь сглазить, но такое, после трех лет "хождения по мукам", вижу впервые: настрой - на работу и взаимодействие, четкие требования и сроки.
Так вот, документы на конкурсы, нам и пользователю - Псковскому музею-заповеднику, помогают готовить: МНРХУ (в части реставрации фресок) и Псковский филиал «Спецпроектреставрации». Сейчас принято согласованное с Министерством, пользователем и Заказчиком решение о распределении выделенных на первый этап средств в соотношении 50:50 - по 4 млн. руб. на противоаварийные работы на живописи и на проектирование по архитектурной части храма. Документы для проведения конкурсных процедур должны быть у заказчика не позднее 15 марта. Все, что зависит от нас – сделаем».
Деньги – увы, не велики. И работы пока – только противоаварийные и проектные. Для перехода на другой этап, вероятно, снова придется писать петиции, устраивать круглые столы, многократно стучаться, чтоб открыли.
Ну а пока что - слово специалистам; их мнения представил Союз реставраторов России.
Прямая речь
Евгения Серегина, замдиректора Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), художник-реставратор высшей категории: «Успенская церковь в Мелётове находится в запустении в первую очередь потому, что она отдалена от Пскова. Это очень яркий и показательный памятник, который, к сожалению, очень давно не реставрировался. Каждый год, вместе с Псковским музеем-заповедником мы подаем заявки на проведение реставрации. В 2016 году мы побывали в Мелётове, и наши впечатления просто ужасны. Псковская живопись уникальна тем, что обычно фреска пишется по сырой штукатурке, а в этом храме сначала были сделаны штукатурные работы, а потом через какое-то время стены были расписаны. Технология росписей сложна, поэтому их нужно в первую очередь укреплять. Территорию вокруг памятника также необходимо восстанавливать. В наше время нельзя разбрасываться такими ценностями. Специалисты из мастерской МНРХУ имеют большой опыт работы с древнерусскими памятниками в Пскове, Новгороде, Полоцке датируемыми XII веком и далее. Монументальная древняя живопись – это наша профессия, мы хорошо знаем памятник в Мелётове, существует методика его реставрации. Я считаю, что реставрационная отрасль должна возрождаться, чтобы сохранить наше богатство».
Вероника Костина, исполнительный директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ): «Если говорить о Мелётове, то в первую очередь стоит отметить туристическую ценность этого памятника русской архитектуры. В храме выставлены туристические леса, которые позволяют подводить туристов непосредственно к фрескам. Такие профессиональные реставрационные организации как МНРХУ, в достаточной мере «натренированы» работать в объектах, которые не закрыты для посещения, либо в объектах религиозного назначения, где проводится религиозная деятельность. Выделяется некая зона, куда не допускаются посетители, все остальные зоны, как правило, открыты для туристов во время выполнения противоаварийных работ. Наличие туристических лесов очень удобно для работы реставраторов. Не стоит забывать и о том, что на территории Мелётова есть руины храма XVIII века, который необходимо восстанавливать для возрождения туристического интереса к самому месту. Сегодня он омрачается видом разрушенного объекта культурного наследия, к которому никто должным образом не отнесся. Поэтому необходим комплексный подход к восстановлению этих памятников как туристической достопримечательности в целом. На их примере рассказ о развитии архитектуры и живописи религиозных мест может быть очень наглядным – начиная с XIV века и заканчивая XVIII веком. Как минимум, необходима консервация руин храма, который состоит на учете в реестре объектов культурного наследия, как максимум, возможное сохранение и воссоздание. В экспертном заключении научно-методического совета об этом храме XVIII века говорится напрямую. Во всех обсуждениях о судьбе Мелётова речь идет о комплексном восстановлении фресок, конструктивной части церкви и восстановлении руин храма более позднего периода».
Выставка уходящих шедевров
Выставку, посвященную фрескам церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелетове, планируют провести весной 2017 года во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря.
Основу экспозиции составят копии фресок, выполненные художником-реставратором Адольфом Овчинниковым: он восемь лет работал над копированием мелётовских росписей. Всю свою коллекцию копий и реконструкций передал государству. И начиная с лета этого года, была организована группа – реставрационная мастерская «Иконотека Адольфа Николаевича Овчинникова».
Александр Горматюк, художник-реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, лауреат Всероссийской премии «Хранители наследия» 2016 года:
«На сегодняшний момент мы обработали более тысячи единиц копий. Среди них непосредственно копий-реконструкций мелетовских росписей около шестидесяти. Это практически все сюжеты, которые можно вычитать на сегодняшний момент и в то время, когда начинал копировать Адольф Николаевич. Например, мы выяснили, что начало его первой копии относится к 1961 году. Можно сказать, держали в руках в Русском музее, где находится шесть копий Адольфа Николаевича Овчинникова. И к этому еще добавляется целый пласт материала, который очень интересен для реставрации, – это кальки, которые сняты непосредственно со стены. По ним можно определить состояние, объемы, сохранность того или иного живописного фрагмента. Я думаю, что на выставке мы будем представлять и то, и другое, то есть и фактографию, по сути дела архивные материалы, и копии-реконструкции Адольфа Николаевича».
Александр Горматюк сообщил также, что Министерство культуры выделило под коллекцию здание, которое сейчас реставрируется. Отрадно, конечно. Будем надеяться, что развитие событий в Мелетове пойдет не по традиции последнего времени – когда гибнет оригинал, а людям предлагают довольствоваться копиями.