Не все то золото, что блестит
Федеральные эксперты оценили состояние тульского Успенского собора после реставрации как кризисное
Евгения Твардовская
Тульский кремль готовят к грядущему в 2020 году 500-летию. Заявления о непреходящей его ценности, культуре и духовности звучат на всех уровнях – от местного до федерального.
С соответствующей же бойкостью и обратно пропорциональным качеством происходит процесс «сохранения» исторических жемчужин кремля: в частности, федерального памятника - Успенского собора (XVIII в.). Его особую ценность составляют настенная живопись работы ярославских мастеров XVIII века и резной деревянный позолоченный иконостас того же времени, созданный тульскими мастерами.
Совершенно очевидно, что оставаться неприкосновенными в условиях конкурсной системы в реставрации такие вещи не могли, особенно на фоне громкой даты, к которой, по обычаю, принято всех удивлять и поражать.
С 2014 года за иконостас «взялось» в рамках госконтракта ООО «Тулареставрация» на основе научно-проектной документации, разработанной ООО «Преображение». Все юридические ритуалы были соблюдены, согласования получены. Как сообщают официальные письма Инспекции Тульской области по госохране объектов культурного наследия: «В настоящее время работы по реставрации иконостаса Успенского собора завершены».
Контракту – стало быть - венец, ну а иконостасу – как оказалось - конец.
Так емко можно сформулировать вывод участников выездного заседания комиссии Федерального научно-методического совета Минкультуры РФ под председательством Л.И. Лифшица.
А что, собственно, еще можно сказать, сравнив пару улик «до» и «после»?
Изменился собор не только внутренне, но и внешне. Отличавшийся «лица необщим выраженьем», теперь храм имеет глухой серый цвет.
Тревожные сигналы об изменениях стали поступать в адрес федеральных экспертов сразу же с началом работ. Комиссия побывала на месте событий в ноябре 2016 года (Протокол выездного заседания есть в распоряжении редакции), в сентябре 2017 состояние Успенского собора обсудили на заседании ФНМС в Москве. И вот как прокомментировал нам ситуацию председатель секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Научно-методического совета Лев Исаакович Лифшиц:
«Полностью перезолочен иконостас. Уникальный памятник с уникальной позолотой свои достоинства потерял. Резьба заплыла, левкас положен некачественно. Не говоря уже о том, что иконостас стал однотонным. Важно при позолотах умение сделать тонкую сложную разбликовку. Одни части должны быть матовыми, другие поблескивать. Мера поблескивания у опытных позолотчиков всегда соблюдается. Ничего этого сделано не было. Кроме того, много новых деталей, подлинные фрагменты оставлены в стороне.
Все эти дорогостоящие работы, в том числе по реставрации в верхней части алтарной зоны были выполнены без приведения самого храма в нормальное состояние. Там не налажен климат, не сменена столярка, огромные щели в окнах, в то же время зачем-то переложен пол. Живопись предварительно не полностью раскрыта и не укреплена.
Как шла приемка работ, как формулировалось задание – ответов на эти вопросы мы так и не получили…
Благоустройство вокруг храма также вызывает вопросы: сменено мощение на площади, но не сделаны уклоны, нет нормальных ливневок. Вода накапливается у оснований фундаментов.
К счастью, сделан не весь объем живописи в храме и поэтому надо продолжать уже по всем правилам: сначала налаживать нормальный климат, менять столярку. Всю систему жизнеобеспечения памятника надо приводить порядок.
Надо сейчас вместе с туляками, в первую очередь, все-таки сделать нормальный подробнейший Акт технического состояния памятника, с прописанными замечаниями, расписанной по этапам программой вывода памятника из кризиса. Чтобы, наконец, на Успенском соборе появился архитектор – хозяин, отвечающий за памятник, с которым мы должны оговаривать и контролировать порядок работ.
Наконец, надо выбрать организацию, которая готова работать с такой сложной живописью, как в Успенском соборе. Там уже не фрески, а практически темпера. Такие памятники известны своей чувствительностью, там есть, как правило, все виды заболеваний, не говоря уже о физических деформациях».
На фоне разговоров о включении Тулы в «Золотое кольцо» история варварского золочения иконостаса и ремесленной реставрации живописи – звучит серьезным диссонансом.Будет ли использован шанс исправить и сохранить то, что пока еще возможно?