Небывалое бывает
Как в Краснодаре заработал режим исторического поселения
«Хранители Наследия»
В столице Кубани отмечают небывалое событие: строительная компания Dogma попросила отозвать уже выданное разрешение на возведение многоквартирного дома на перекрестке улиц Седина и Карасунской, где должен был вырасти восьмиэтажный дом с офисами на первых двух этажах.
«Смелый и ответственный шаг»
Необычное для отечественных девелоперов решение застройщик объяснил тем, что после утверждения новых границ и предмета охраны исторического поселения Краснодар и внесения соответствующих изменений в градостроительные документы необходимо серьезно изменить проект и заново пройти процедуру согласования уже по новым требованиям. Департамент архитектуры и градостроительства Краснодара уже отменил разрешение на строительство, застройщик остановил все работы на объекте и заявил о намерении согласовать скорректированный проект с Управлением госохраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
Мэр Краснодара Евгений Первышов призвал других застройщиков брать пример с девелопера-отказника: «Это смелый и ответственный шаг и зрелая гражданская позиция руководства компании… Рассчитываю, что такой подход станет правилом для строительных компаний и не только для работы в центре столицы Кубани».
Историческое поселение Народного фронта
Проект границ и предмет охраны исторического поселения регионального значения «Город Краснодар» вступил в силу с 1 марта 2019 года. Строительные проекты на его территории теперь будет согласовывать краевое Управление госохраны памятников, где они будут оцениваться на соответствие утвержденным регламентам и предмету охраны исторического поселения.
В соответствии с ними до лета 2019 года будут внесены изменения в действующие ПЗЗ и в разрабатываемый проект генплана Краснодара.
Предмет охраны исторического поселения включает 271 объект культурного наследия и 433 ценных объекта историко-градостроительной среды, а также историческую планировку кварталов, объемно-пространственную структуру исторического поселения, композицию и силуэт застройки. Территория исторического поселения в Краснодаре занимает 113 кварталов.
Примечательно, что проект исторического поселения, который в течение 9 месяцев разрабатывали специалисты архитектурного центра «Югреставрация» и Южного филиала РНИИ культурного и природного наследия, был направлен в органы региональной власти от имени краевого штаба Общероссийского народного фронта. Достойный пример для подражания всем прочим региональным отделениям этой достопочтенной организации.
Существовал и альтернативный вариант границ и предмета охраны исторического поселения, представленный департаментом по архитектуре и градостроительству администрации Краснодара. Однако эксперты Консультационного научно-методического совета краевого Управления госохраны памятников, а затем и сам госорган охраны наследия, утвердили именно проект ОНФ, который в свою очередь, как сообщает краснодарская пресса, учел «замечания и предложения представителей власти, архитекторов, девелоперов, представителей общественности».
Новые времена, позитивный имидж
Проект исторического поселения, по замыслу разработчиков, призван не только зафиксировать и сохранить уцелевшее наследие Краснодара, но и восстановить утраченные или попорченные характеристики исторической среды городского центра.
Директор центра «Югреставрация» Татьяна Воронина отмечает, что «в дальнейшем вся градостроительная деятельность будет вестись по правилам, которые разработаны на основании предмета охраны. Они направлены на сохранение и воссоздание традиционных характеристик градостроительной архитектурной среды территории исторического поселения. Займет это не год и не два — наверное, даже не пять лет. Но в результате будет постепенно формироваться позитивный имидж территории исторического центра Краснодара».
Планируется также разработка специальной программы – по устранению или частичной нейтрализации негативного влияния диссонирующей застройки последних 15 лет, а также прочих безобразий, влияющих на восприятие города – нехудожественных пристроек, облицовки фасадов, газовых труб, вывесок, рекламы и т.п.
Ограничениям подвергнется высотность застройки на территории исторического поселения — максимум пять этажей по периметру квартала и шесть этажей в глубине, но не выше 21 метра. Краснодарские эксперты отмечают, что «максимальные высоты застройки определяются с точки зрения перспективы улицы и видовых раскрытий перекрестка, чтобы из соседнего квартала не было видно нового объема, который возвышается над историческим объектом».
Особое внимание при разработке проекта было уделено ценным градоформирующим объектам – их список был существенно расширен. Как рассказала «РБК-Краснодар» депутат Госдумы, член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко, «специалисты постарались сделать все, чтобы Краснодар смог сохранить статус исторического поселения, так как по большинству из 14 критериев он уже не подходил. Именно для этого были внесено предложение по расширению охраны дополнительно для более чем 400 зданий». Дело в том, что согласно федеральным рекомендациям, количество памятников, ансамблей и градоформирующих объектов в историческом поселении не может быть меньше 60 % от общего числа объектов капитального строительства.
На градоформирующие объекты Краснодара отныне распространяются охранные меры — обязательное сохранение уличного фасада и объемно-пространственных характеристик. Сносу теперь не подлежат даже градоформирующие объекты, ранее признанные аварийными. Они могут быть «реконструированы с использованием исторических материалов».
Негатив позитива, позитив негатива
Из материалов краснодарской прессы, тем не менее, можно понять, что вышеупомянутые консультации с застройщиками и представителями власти для проекта, что называется, не прошли даром.
Территория исторического поселения в Краснодаре состоит из двух участков. Первый – зона исторического центра, осью которой является улица Красная. Второй участок включает Привокзальную площадь с фрагментом «исторической общественно-жилой и производственной зоны железнодорожной станции». Зарезервирован и третий участок – бульвар по улице Красной и прилегающие кварталы.
Однако новая территория исторического поселения составляет чуть более 4 кв. км, что в четыре раза меньше, чем было ранее.
И первоначальный список объектов историко-градостроительной среды включал 670 позиций, а не 433, а обследованию на предмет включения в границы исторического поселения подвергались 362 квартала застройки, а не 113.
Как поясняет Татьяна Воронина, «в ходе работы ужесточались критерии отбора, эксперты оценивали фактор сохранности объектов. Так, участки территории исследования, которые имели неудовлетворительные показатели историко-градостроительной среды, безвозвратно ее утратили или были застроены поздними зданиями, специалисты исключили из границ территории исторического поселения».
Таким образом, в Краснодаре, судя по всему, состоялся своеобразный размен: жесткие требования в новых границах исторического поселения «уравновесили» их существенным сокращением и уменьшением общего количества охраняемых объектов.
Об этом, по сути, говорит директор общественного центра по развитию городской среды «Помоги городу» Елена Шувалова:
«Есть интересы разных сторон, они не всегда совпадают. Застройщики хотят строить много и высоко, а историки говорят, что нужно все сохранять, у архитекторов свое мнение, у жителей, которые живут в этих трущобах в центре – свое. Однако интерес в том, чтобы проект состоялся, назрел с многих сторон. Все понимали, что это нужно сделать: и власти, и архитектурное сообщество, общественники и активисты, которые переживают, что ветшают дома, исчезают козырьки, исторические двери меняются на пластиковые, смывается идентичность города. Был запрос на этот документ и от застройщиков, которые хотят на своих участках в центре что-то строить, но не могут этого делать. Пока нет регламента, они не могут получить разрешение на строительство».
А если вдуматься в слова разработчика проекта Татьяны Ворониной, то получается, что и в новых границах исторического поселения у застройщиков свободы предостаточно:
«Если оценить реально степень площадей под застройку, то она просто огромная. Не запрещено строительство ни по периметру, ни по линии исторической застройки, ни тем более в центре квартала. Просто есть обоснованные параметры строительства. Есть застройщики, которые даже при условии этих регламентов проявляют интерес к тем или иным кварталам. Там высоты приличные. Если архитектор исхитрится, то можно делать при новой застройке скрытые этажи. Т.е. внешне это должно выглядеть так, как в регламентах прописано, но архитектурно можно и еще один этаж внутри спрятать».
Бедствия домов продолжаются
Пока краснодарские эксперты обсуждали оптимистические перспективы будущего развития исторического Краснодара, волонтеры местного ОНФ устроили рейд-мониторинг по 254 городским памятникам архитектуры. И сразу стало понятно, что бедствия краснодарских исторических домов, описанные «Хранителями Наследия», например, в июне 2015 года и в декабре 2016 года – не только не прекратились, но и усугубились.
Согласно отчетам краснодарских волонтеров от февраля 2019 года, они зафиксировали более 200 нарушений, в том числе 7 случаев проведения несанкционированных строительных работ на памятниках архитектуры. Десять объектов культурного наследия «требуют срочных мер по спасению», а семь – прямо-таки «калечатся владельцами».
Например, в особняке Сербина (ул. Коммунаров, 18) «были замечены неизвестные лица, которые установили строительные леса и вели активные ремонтные работы. На первом этаже особняка уже поменяли все окна на пластиковые, на втором также частично заменили. Башенка, которая была покрыта оцинкованным железом, обшивалась плитами из ДСП. Исторические изразцы на камине заменялись новоделом».
Дом архитектора Косякина (Короткая ул., 13) получил диагноз: «разваливается на глазах». Как мы писали ранее, еще в 2016 году краевое Управление госохраны памятников говорило о намерениях изъять особняк у нерадивого собственника, но с тех пор ничего не произошло.
Не в лучшем состоянии и знаменитый «Мавританский дворец» на улице Пушкина, 61.
И сносы не останавливаются
Более того, уже в самый канун принятия новых границ и предмета охраны исторического поселения на его территории продолжались сносы исторических домов. Краснодарские градозащитники утверждают, что уничтожались именно те здания, которые должны были со дня на день получить статус ценных градоформирующих объектов.
После немалого общественного скандала застройщик – компания «АлМакс-строй» – пообещала восстановить три снесенных в феврале 2019 года исторических здания (Длинная улица, 131, 133, 135).
Сносили их под предлогом аварийности и отсутствия охранного статуса, что вызвало негодование городской общественности. Депутат Госдумы Наталья Костенко пригрозила обращением в Следственный комитет.
После этого высказался руководитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Роман Семихатский:
«Насколько мне известно, сам застройщик пообещал восстановить снесенные дома на ул. Длинной. У этих зданий на сегодняшний день нет охранного статуса, поэтому юридически требовать их воссоздания будет крайне сложно. Но застройщик уверил, что будет их воссоздавать и вписывать в существующую историческую застройку».
«Нам говорят, это были аварийные здания. Во-первых, мы примерно знаем, как их признавали аварийными, а во-вторых, когда их рушили, вы бы видели, сколько раз этот экскаватор бил по этим стенам», — возмущается историк Виталий Бондарь, один из авторов проекта предмета охраны границ исторического поселения.
Активисты общественного движения «Помоги городу» пытались 19 февраля предотвратить снос на Длинной улице, объявили «срочный сбор», но остановить строительную технику не смогли.
Теперь их успокаивают власти и застройщик: на месте погибших домов построят «не небоскреб, а нечто соразмерное».
«Что мы можем сделать сейчас? Призвать все властные и правоохранительные структуры, полномочные принимать решения, всех неравнодушных граждан, застройщиков и собственников не допустить продолжения незаконного, варварского разрушения ценной исторической застройки. В противном случае вместо исторического поселения у нас появится псевдоисторическое шоу», — заявила активистка «Помоги городу» Оксана Макрова.
Очень точное предсказание, вам не кажется?
Фото: «Живая Кубань»