В Томске неизвестные снесли памятник архитектуры и строят ТРЦ
"Хранители наследия"
Прокурор Томской области Виктор Романенко заявил, что следственные органы не могут установить ответственных за снос в 2013 году дома на проспекте Ленина, 143. Здание являлось региональным памятником архитектуры. Сейчас на его месте возводят ТРЦ.
«Дело было возбуждено, но органы следствия не могут установить лицо. (…) Всех допросили, никто ничего не подтверждает. Хотя все понимаем, что памятник снесли», — цитируют прокурора СМИ.
По словам Виктора Романенко, расследование дела было приостановлено, затем по требованию прокуратуры решение о приостановке было отменено. Теперь органы следствия вновь приостановили расследование дела, прокуратура вновь проводит проверку.
Виктор Романенко также признал, что следствие располагает показаниями свидетеля, который видел, как дом ломали с помощью экскаватора. Но не получается установить, кто конкретно распорядился о начале сноса, а в качестве обвиняемого в таких делах выступает именно тот, кто "отдает команду".
Прокурор не уточнил, а рядовому гражданину вряд ли понятно, что же может считаться неопровержимым доказательством в таком случае: свидетельские показания (вряд ли подчиненные выдадут шефа) или письменное распоряжение с печатью и подписью (какой злоумышленник на это пойдет?)…
Общественность и журналисты провели собственное расследование, банально следуя указаниям Эркюля Пуаро: «…ищи, кому преступление выгодно».
Поиски оказались нехитрыми: на месте снесенного в 2013 году дома ЗАО «ТРЦ» вовсю строит торгово-развлекательный центр стоимостью 6 млрд рублей. В настоящее время строительство приостановлено из-за отсутствия разрешительных документов.
А началось все в 1997 году, когда исторический дом был поставлен на учет в качестве выявленного объекта культурного наследия, в 2012 году его включили в единый госреестр как региональный памятник. Ночью 23 марта 2013 года в здании, где нелегально проживали выходцы со Средней Азии, произошел пожар. Его удалось потушить только через три часа. После этого дом стал стремительно разрушаться.
Тогда в июне 2013 года Облдепартамент по культуре и туризму потребовал от собственника законсервировать памятник и оформить охранное обязательство.
Вообще собственником здания в СМИ называют предпринимателя Петра Шнейдера. Во всяком случае, именно он еще весной 2013 года подал в Арбитражный суд Томской области судебный иск о том, чтобы признать недействительным распоряжение администрации Томской области №826-ра от 18.09.2012 г., которым здание было признано объектом культурного наследия и поставлено на госохрану. Шнейдеру отказали 30 июля 2013 года.
15 августа 2013 года – дом снесли.
Тогда прокуратура выступила с заявлением, в котором напрямую связала собственника и снос памятника :
«… 28 июня текущего года (2013 г. - прим.ред.) Департамент по культуре и туризму Томской области выдал собственнику памятника предписание о представлении необходимых документов для оформления охранного обязательства, проведении в здании противоаварийных работ и его консервации.
Однако собственник объекта историко-культурного наследия никаких мер к исполнению требований контролирующего органа не принял, более того, организовал работы по сносу этого здания.
По итогам проверки прокурор города Виктор Федотов вынес постановление о направлении ее материалов в УМВД России по г. Томску для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.243 УК РФ (уничтожение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации). Ход доследственной проверки контролируется в прокуратуре города».
Что в итоге? Два года спустя Прокуратура фактически расписывается в собственном бессилии.
Конечно, если улик недостаточно и за руку никого не поймали, то формально надзорное ведомство не может никому предъявить обвинение. Но при таком формальном подходе виновным в уничтожении памятников выходит индульгенция, а историческому городу – приговор.
Установить собственника снесенного дома и его связь со строящимся ТРЦ наверняка для правоохранительных органов возможно. Схема уничтожения памятника для последующего строительства – тоже не нова и есть методы ее дезавуировать. При сильном общественном резонансе, собственных громких заявлениях и вобщем-то не скрываемых намерениях хозяев «сладкого места» позиция Прокуратуры не внушает доверия и надежд на то, что дело будет доведено до суда.
Досье: Кирпичное жилое здание на проспекте Ленина, 143, было построено в конце XIX столетия, обычно такие дома ставили взамен деревянных. Сведения об архитекторе не обнаружены. Усадьба принадлежала вятской мещанке Александре Федотовне Киприяновой. Раньше во дворе дома располагались хозяйственные постройки, которые до нашего времени не сохранились. Образцов такого жилого строительства в Томске вообще осталось очень мало. К концу своего существования дом оказался зажат между новыми торговыми и офисными центрами.
Фото: tomsk.ru