Нерадивым собственникам жилых домов-памятников Бурятии грозят принудительным выселением

Нерадивым собственникам жилых домов-памятников Бурятии грозят принудительным выселением

28.04.2015
Нерадивым собственникам жилых домов-памятников Бурятии грозят принудительным выселением

Правительство Бурятии на заседании 28 апреля одобрило законопроект о поправках в региональный закон об объектах культурного наследия. Как сообщают местные СМИ, теперь он буден внесен на рассмотрение Народного Хурала республики.

Некоторые предлагаемые новшества соответствуют новой федеральной практике. Например, здания, которые находятся в собственности религиозных организаций, можно будет реставрировать за счет республиканского бюджета (их в Бурятии всего три – Иволгинский дацан, Спасская церковь в Турунтаеве и храм Благовещения в селе Байкало-Кудара). Объекты культурного наследия, находящиеся в собственности региона и в неудовлетворительном состоянии, можно будет сдавать в льготную аренду физическим и юридическим лицам.

Особое внимание привлекают новые меры в отношении собственников и пользователей памятников. Как сообщается, «если Народный Хурал одобрит законопроект, жильцов домов – объектов культурного наследия обяжут содержать и ремонтировать их за свой счет. Иначе – принудительное выселение».

Как выяснилось при обсуждении, жители исторических домов центра Улан-Удэ жалуются, что региональное Минкультуры «навязывает» им обязательства по их сохранению. А ведь при приватизации жилья таких обременений не было. Полная реставрация одного дома-памятника обходится в среднем в 10-15 миллионов рублей.

Министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, тем не менее, пояснил, что «требования к жителям исторического центра далеко не кабальные». Более того: они жалуются, что на сохранение памятников у них средств нет, а вот на их порчу деньги почему-то находятся.

«Парадокс ситуации заключается в том, что как только у гражданина появляются лишние деньги, он начинает переделывать памятник. Появляются пластиковые окна, он снимает ставни, то есть он наносит вред, памятник разрушается. Когда у гражданина нет денег, тогда он ничего не производит, и памятник сохранится в надлежащем виде», – прокомментировал ситуацию республиканский министр культуры.

Однако когда Глава Бурятии Вячеслав Наговицын поинтересовался, что принесет принятие нового закона памятникам и жителям центра Улан-Удэ, оказалось, что окончательной ясности нет.

«Закон ясности здесь как раз не внес, – пояснил Тимур Цыбиков. – Если раньше мы договаривались с собственником или с пользователем, какие работы он может провести, устанавливали сроки в зависимости от его финансовых возможностей, то на сегодня органы охраны будут в «оперативном» порядке выдавать охранные обязательства и прописывать определенный перечь работ. Но я думаю, мы в любом случае будем исходить из принципа разумности и из возможностей конкретного собственника или пользователя, который занимает тот или иной объект культурного наследия».

Глава республики ответил на это не менее загадочной фразой: «Я с вами не очень согласен насчет «разумности» и «возможностей». Министерство культуры ничего сделать не сможет. Поэтому я считаю, что в данном случае Министерство финансов не очень хорошо читает законы».

Впрочем, согласно дополнительным сообщениям, речь в Бурятии, конечно не идет о безоговорочной "конфискации" памятников.

"У меня убедительная просьба к муниципальным образованиям, к правительству республики - каким-то образом помогать социально незащищенной группе населения приводить в надлежащее состояние объект исторического наследия. Второй вариант – реприватизация объектов культурного наследия. Другого варианта практически нет", - заявила заместитель министра культуры, председатель Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Ирина Петрова.

Глава республики поручил подвести под любые меры надежную законодательную базу: "Как поступать с людьми, которые живут в этих объектах? Эти объекты были приватизированы до того, как попали в реестр. И люди не знают, где взять денег, чтобы провести эти работы. Мы начали выдумывать разные механизмы: реприватизацию, договор мены и прочее, но их нужно прописать в законе: что делать, если такая ситуация сложилась".

И законопроект в итоге одобрили.

Фото: newslab.ru

На главную