Ни музею, ни себе, ни людям

Снежный январь принес несчастье наследию Ирбита. На улице Революции, 25а, как сообщает пресса, обрушились деревянные перекрытия и часть крыши двухэтажного дома 1887 года постройки, являющегося образцом жилищного строительства конца XIX века и памятником архитектуры. Площадь обрушения, по официальным данным, составила 200 кв. м. Согласно приоритетной версии, обрушение произошло от большой снеговой нагрузки и по причине ветхости строения.
Однако проблема оказалась шире, чем обрушение кровли. Здание примыкает к хозпостройкам частного Ирбитского музея народного быта, в которых хранились ценные экспонаты.
А ведь все могло бы быть иначе…
«Пострадали две экспозиции музея – так называемый мужской угол, а также предметы, которые относятся к агропромышленному комплексу. Под завалами, в частности, сейчас находятся сани, телеги и другие вещи, имеющие отношение к гужевому транспорту. Кроме того, под завалами – сушилки, пилы, косы, шкуры животных, упряжь, материалы фестиваля «Город мастеров» Ирбитской ярмарки. Все крупные экспонаты просто переломило пополам, – сообщила директор музея народного быта Татьяна Коновалова. – При этом несколько предметов мы, как будто предчувствуя ЧП, вывезли в прошлую пятницу. Среди них – уникальный мотоцикл-самовар, который числится в нашей экспозиции и известен на весь мир».
По словам Татьяны Коноваловой, музейщики вместе с владельцем музея, местным меценатом, депутатом Михаилом Смердовым много лет просили передать им аварийное здание для расширения музейных площадей. К этой теме два года назад даже подключили губернатора области. Евгений Куйвашев поддержал предложение депутатов, здание передали городу, но местные чиновники притормозили процесс и вовремя не оформили все документы.
«Вовремя бы передали (или продали за приемлемую цену) это здание, и данный памятник истории и архитектуры сохранился бы. А так за домом никакого ухода за последние годы не осуществлялось. Причем это уже четвертое (!) разрушение памятника истории архитектуры в Ирбите за последние два года», – отметила Коновалова.
Ну а сейчас, от обрушившегося здания на музее народного быта пошли огромные трещины.
Комиссия по следам обрушения
31 января в город приехала комиссия. Разбираться, что делать и кто виноват. В нее вошли сотрудники Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, МУГИСО, регионального управления государственной охраны объектов культурного наследия, Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. В итоге пока решили законсервировать здание. Но в комментариях, просочившихся в прессу, слово снос звучало вполне отчетливо.
«Ждали от визита высоких гостей одного: решения о том, что делать со зданием дальше. Лучшим из вариантов был бы разбор фронтона или его укрепление, но все в городе от этой работы изначально отказались. Не исключался и вариант сноса памятника архитектуры, – сообщила NDNews.ru директор музея Татьяна Коновалова. – В итоге приняли решение поставить здание на консервацию, чтобы объект не обрушился совсем. Для сохранения будут укреплять кровлю, стены. Это целая технология. Правда, остаются еще вопросы по собственнику объекта».
Собственник, которому собственность не нужна
За всей историей очень подробно следят журналисты, которые публикуют материалы о том, что еще летом 2015 года МУГИСО передало исторический дом на улице Революции в безвозмездное пользование муниципалитету. Тогда его стоимость примерно составляла 2 млн 432 тысяч рублей, стоимость земли - 1 млн 685 тысяч рублей. Однако за два года местные власти так и не оформили его должным образом. И.о. руководителя МУГИСО Сергей Зырянов в ответном письме главе Ирбита Геннадию Агафонову отметил, что «риск случайной гибели или повреждения объекта до момента государственной регистрации перехода прав собственности и права муниципальной собственности несет принимающая сторона». По заключенному договору, именно город должен был заниматься содержанием объекта. С памятником ничего бы не случилось, если бы чиновники выполняли свои обязанности.
Да, удивительное рядом, не правда ли? Обычно мы пишем о том, что рарушаются дома бесхозные, которые приспосабливать никто ни подо что не хочет, а здесь… Погибает здание, приобрести которое и использовать были желающие. Да еще в музейных целях, от которых выиграл бы весь город. И судя по словам директора музея, этот случай – далеко не первый. Одно слово просится для описания ситуации: даже не вандализм, а - вредительство. Памятнику архитектуры, культуре Ирбита, родному городу. Понесет ли кто за это ответственность? И есть ли такая статья в законах?