Нижегородский лабаз восстановлен в правах Верховным судом. Посмертно

Нижегородский лабаз восстановлен в правах Верховным судом. Посмертно

25.03.2015
Нижегородский лабаз восстановлен в правах Верховным судом. Посмертно

Нижегородская градозащита одерживает одну юридическую победу за другой – не успели улечься страсти после отзыва разрешения регионального госоргана охраны наследия на новое строительство на территории пушкинского заповедника в Большом Болдине, как из Москвы пришли судебные известия.

25 марта, как сообщила «Хранителям Наследия» нижегородская областная социально-экологическая общественная организация «Зеленый мир», Верховный суд РФ в полном объеме удовлетворил требования заявителей, в том числе градозащитников, о признании неправомерным исключения из состава объекта культурного наследия - мукомольного комплекса купцов Башкировых в Нижнем Новгороде - одной из его составных частей, товарных лабазов. Верховный суд отменил принятое 27 октября 2014 решение Нижегородского областного суда.

Заявители — нижегородец Станислав Дмитриевский и Управление Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу - оспаривали постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 26 июня 2014 года, которым здания лабазов были исключены из состава охраняемого объекта культурного наследия. Верховный суд РФ подтвердил незаконность данного постановления как принятого с нарушением полномочий, поскольку по закону исключение памятников, пусть и регионального значения, из реестра объектов культурного наследия - прерогатива Правительства РФ. Позицию градозащитников поддержал в суде представитель Генеральной прокуратуры РФ.

Решение Верховного суда запоздало буквально на один день – накануне заседания, 24 марта , один из лабазов-памятников был разрушен.

«К сожалению, это решение не восстановит утраченные вчера объекты, - отмечают градозащитники, - но теперь есть возможность привлечь нарушителя (заказчика сноса) к уголовной ответственности за уничтожение объекта культурного наследия, что согласно ст.243 УК РФ "наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок".

Как сообщали ранее нижегородские СМИ,  еще в декабре 2014 года Управление Минкультуры РФ по ПФО пришло к заключению, что Законодательное собрание Нижегородской области неправомерно взяло на себя полномочия федерального Правительства, решив исключить злополучные лабазы из числа охраняемых государством объектов культурного наследия. Тогда же Управление направило апелляционную жалобу в Верховный суд на решение Нижегородского областного суда от 27 октября 2014 года, признавшего законным разжалование лабазов.

Комплекс мельницы Башкирова был поставлен на госохрану в 1993 году, и в соответствующих документах был четко обозначен перечень охраняемых объектов: мельница, корпус макаронной фабрики, общежитие для рабочих, лабазы для склада товара. Однако в результате решений нижегородских властей единый комплекс памятников "Торгового дома Емельян Башкиров с сыновьями" оказался разделен на три отдельных объе5кта культурного наследия - корпус мельницы, корпус макаронной фабрики, общежитие для рабочих. Лабазы, ранее входившие в состав памятника, были выведены из-под охраны.

Как обычно, сомнительные манипуляции со статусом памятников оказались связаны с планами девелоперского освоения территории. 2 октября 2014 года Градостроительный совет при губернаторе Нижегородской области одобрил проект планировки и межевания местности; согласно ему, по соседству с мельницей Башкирова планировалось построить жилые дома, гостиницу, офисы и др.

Комментарий «Хранителей Наследия»: В данном случае мы сталкиваемся с распространенным приемом временного создания правового вакуума, (аналогичный метод был применен в Рязанской области при временной отмене охранных зон Есенинского заповедника в Константинове для строительства коттеджей)  пользуясь которым, можно расчистить территорию под новую застройку. Как обычно, ключевое звено здесь – ответственность конкретных людей, принимавших и утверждавших, в том числе в судебном порядке, решения, которые теперь признаны незаконными Верховным судом. Включая, кстати, историко-культурных экспертов, обосновывавших такое решение. Если она не наступит, посмертное восстановление лабазов в правах памятника будет слабым утешением для градозащитников.

Досье. Комплекс мукомольной мельницы торгового дома «Емельян Башкиров с сыновьями» начал строиться в 1870-х годах, включает здания последней трети XIX века. Согласно паспорту объекта культурного наследия, «комплекс мельницы играет градоформирующую роль – участвует в формировании панорамного вида застройки улицы Черниговской – речного фасада города. Представляет собой пример архитектурно-промышленного комплекса с линейной планировочной структурой и разностильной застройкой».

Фото: www.zercalo.org

На главную