Новые приключения неуловимых

19.10.2016
Новые приключения неуловимых

Как в регионах избавляются от статуса, а потом от памятника

Евгения Твардовская

Российские регионы один за другим разведывают пути самого радикального способа избавления от памятников архитектуры: снятия с них этого защитного статуса. Казалось бы, все просто: есть статья 23 профильного 73-ФЗ, согласно которой исключить памятник из Реестра объектов культурного наследия РФ может только Правительство России. Однако на деле инвесторы и местные органы власти вполне технично находят в судах лазейки, и вопрос лишения статуса решается «на местах». Складывается опасная практика: пока дело дойдет до ее оценки, а апелляции – до высших инстанций, многие памятники, оказавшиеся на пути инвесторов, могут быть снесены.

Так, в Уфе Арбитражный суд Башкирии недавно подтвердил, что Дом Кочкина стал объектом культурного наследия незаконно и местный Минкульт спешно готовит апелляцию.

Ну, а чуть раньше в суде потерпели поражение пермские общественники. Речь идет о скандальном сносе здания Речного училища – памятника регионального значения: выяснилось, что правительство края «в целях приведения в соответствие с действующим законодательством», отменило свое собственное постановление № 964-п от 8 сентября 2014 года о включении выявленного памятника «Речное училище» в Единый госреестр объектов культурного наследия РФ как объекта регионального значения. Это было трактовано собственником как то, что памятник перестал быть памятником и тот сразу же был снесен.

9d54916f89f31a2fde057bc1fe3906fe[1].jpg

Еще ранее другой суд признал, что изначальная историко-культурная экспертиза была сделана с нарушениями, а значит, выявленным памятником Речное училище также стало незаконно. Соответственно, все постановления и правовые акты, основанные на неправомерной экспертизе, также неправомерны.

Общественники подали в Пермский краевой суд, требуя признать, что правительство превысило свои полномочия, и последнее его постановление не имеет юридической силы. Однако – проиграли и теперь готовят апелляцию в Верховный суд РФ.

290149ae1e8c61d74ac216993f8c3783[1].jpg

Речное училище до сноса

Комментарий Дениса Галицкого, общественного активиста: «Подавая иск, я был уверен в победе, так как лишать объект статуса памятника региональные власти вообще не могут, только Правительство России - так гласит статья 23 Федерального Закона "Об объектах культурного наследия..."
Но суд мне отказал, согласившись с довольно странной аргументацией правительства Пермского края. Правительство называло произошедшее приведением регионального правового акта в соответствие федеральному законодательству, дескать, раз выявление объекта было признано судом незаконным, то это позволяет без соблюдения правил исключения из Реестра признать всё утратившим силу.
Судья Ефремова к этой юридической несуразице добавила свою ложку дёгтя: указала, что после отмены судом выявления объекта он не обладал признаками ОКН и не являлся выявленным ОКН, что, вероятно, надо понимать как отсутствие у объекта историко-культурной ценности. Между тем, процедура исключения из Реестра объектов без историко-культурной ценности как раз и описана в ст.23, и исключать может только Правительство РФ.
Судья Ефремова в ходе процесса неоднократно задавала вопрос: разве краевое правительство не может отменить собственное постановление? Вероятно, она так и не смогла смириться с тем, что да, не может, если речь идёт о включении объектов культурного наследия  в Реестр...
Если решение устоит в апелляции в Верховном суде РФ, то можно признать "утратившими силу" очень большое количество региональных ОКН, так как давние ОКН почти все - то не имеют утверждённых территорий, то паспортов, то ещё какие-то формальности не соблюдены, так как объектом культурного наследия взяты на охрану в эпоху СССР и необходимых ныне документов часто не имеют...
Есть ещё один опасный пассаж, который может сделать исключение из реестра непубличной процедурой. Дело в том, что суд упомянул назначенную судом историко-культурную экспертизу – а она, в отличие от обычной ГИКЭ, не публикуется, и таким образом невозможно возражать против применения её результатов».

Подробный юридический разбор ситуации можно почитать по ссылке.

На главную