Окаянные дни домов-памятников

09.06.2015
Окаянные дни домов-памятников

Евгения Твардовская

Конечно, невозможно сделать отдельную развернутую публикацию про прошлое и настоящее каждого здания, входящее в реестры объектов культурного наследия – федеральный или региональные. Но из небольших отрывков и «новостей одной строкой» вполне реально составить краткое руководство на тему национальных методов борьбы с домами-памятниками (как, впрочем, и за них) - во всем многообразии.

krasnodar.jpg

Краснодар: нет денег на «особняк любви»

Да-да, именно так - «особняк любви», или еще «мавританский домик» - часто называют это замечательное здание, которое с 1910 года украшает Крепостную улицу в Екатеринодаре (сегодня ул. Пушкина в Краснодаре). Происхождение особняка овеяно романтизмом. Якобы молодой екатеринодарский инженер Иван Рымаревич-Альтманский встретил на балу красавицу-княжну из Тифлиса. Они полюбили друг друга, но отец девушки запретил ей даже думать о безродном казаке-инженере и увез ее в Грузию. Там она не вынесла разлуки с любимым и умерла от тоски. В память о своей несостоявшейся мечте Рымаревич-Альтманский построил здание, и по сей день не имеющее аналогов на Кубани: два купола, облицовка керамической плиткой, сложные орнаменты, арки.

Без «мавританского дома» теперь не обходится ни один сюжет местных новостей о наследии: памятнику нужна срочная реставрация стоимостью 6 млн 700 тысяч рублей. В месяц же с 22 квартир, на которые поделен особняк, в казну города поступает 24 тыс. рублей. Надо признать, что жильцы ценят историю и архитектуру того здания, в котором им волею судеб довелось иметь квадратные метры. Стараются поддерживать его, по крайней мере, в чистоте и порядке, не уродовать пристройками и надстройками, а оригинальный фонтан во дворе облагородили цветочными клумбами. Фотографов, художников и прочую интересующуюся публику встречают чаем и распростертыми объятиями.

И все бы хорошо, только реставрации это никак не заменяет. Крыша течет, плитка обваливается.

Итак, денег жильцов на все не хватит, а «в складчину» с бюджетом реставрировать нельзя, так как дом - в частной собственности. Свет забрезжил в 2008 году, когда особняк должен был участвовать в муниципальной программе «Краснодару – столичный облик». Миллион был потрачен на подготовку документации, но … дом в программу так и не попал. Сейчас в СМИ появилась информация от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края: «в 2018 году в рамках программы "Краснодару — столичный облик" запланировано проведение реставрационных работ зданий-памятников за счет краевого бюджета с обязательной долей софинансирования муниципального образования город Краснодар». То есть все-таки через три года дом, может быть, начнут реставрировать.

В ожидании светлого дня есть еще два варианта: обитателям дома создать жилищное товарищество, юрлицо, которое бы защищало интересы дома и его обитателей перед краевой властью и, если понадобится, в судах. Другой вариант – инвестор, который бы выкупил памятник и стал единственным владельцем. Однако люди, как нетрудно догадаться, уезжать из дома не хотят.

Итак, некогда любовная лодка рискует просто разбиться о быт, а Краснодару пока приходится приобретать столичный облик без мавританского особняка.

VoronezhTulinov.jpg

Воронеж: новая жизнь дома Тулинова-Вигеля

Воронежская строительная компания ООО «Экспресс» может заняться приспособлением памятника архитектуры – дома Тулинова - Вигеля – для дальнейшего использования в качестве поликлиники областного онкодиспансера. Нынешняя поликлиника с наплывом пациентов уже не справляется, так что почти 3 тыс. кв. метров исторической площади станут большим подспорьем. Планируется, что затраты на реализацию проекта составят около 300 млн рублей, а реконструкция займет 18 месяцев.

Дом Тулинова - Вигеля был построен в первой половине XVIII века и принадлежал сначала суконным фабрикантам Тулиновым, а затем их родственнику Филиппу Вигелю. Тулиновы прославились тем, что основали единственную в городе частную суконную мануфактуру, которая просуществовала 130 лет и все это время принадлежала одной семье. Мануфактура входила в число крупнейших суконных предприятий крепостной России.

В свое время фамильный особняк славился роскошью и красотой: в его архитектуре сочетались готика, барокко и ампир. По одной из легенд, во времена заядлого театрала Николая Тулинова в доме устраивались домашние представления, в ходе которых в нишах стен стояли живые статуи-натурщицы.

Дом сильно пострадал во время войны. Последние годы стоит заброшенным. Конечно, его реинкарнация необходима. Но пройдет ли она в режиме реставрации? Вспомнят ли об уже много лет существующем проекте реставрации? Не произойдет ли в очередной раз искусственного сталкивания добра с добром: интересов здравоохранения и сохранения памятника?

Дело в том, что компания «Экспресс» вполне соответствует своему названию и известна в городе быстрыми темпами и широкой поступью. Именно она строит на пятачке в историческом центре Воронежа 25-этажный жилой комплекс, который, как уже отмечают в ГИБДД, при вводе в эксплуатацию вызовет транспортный коллапс.

KrasnoyarskLuka.jpg

Красноярск: ничего святого, или разрушение дома архиепископа Луки

Значение личности Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого трудно переоценить - прежде всего, для Красноярского края. Выдающийся врач-хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви, архиепископ Симферопольский и Крымский, лауреат Сталинской премии 1944 г. провел в ссылках порядка 11 лет; жил в том числе и в Красноярске. С началом войны, пребывая в статусе ссыльного, он был консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталей Красноярска, спас от смерти и от инвалидности тысячи раненых. А кроме того, возрождал и церковную жизнь. Служил службы прямо в том доме, где квартировал. Здание живо, правда, «на ладан дышит».

Это дом Потехиных, построенный в конце XIX века (ул. Вейнбаума, 21). Он включен в реестр объектов культурного наследия, принадлежит частному собственнику и уже много лет находится в заброшенном состоянии. Многочисленные предписания и попытки госорганов изъять дом ни к чему не привели. Старания активистов привлечь внимание к проблеме удаются, но проблема не решается.

Казалось бы, есть здание, есть знаменитый жилец, есть свидетельства и документы – делай музей и радуйся, отчитывайся о культурной политике и воспитании патриотизма. Нет, этого не происходит.

25 мая 2015 г. инициативная группа, выступающая за сохранение дома-памятника Святителя Луки, написала обращение на имя губернатора Красноярского края Виктора Толоконского и председателя заксобрания региона Александра Усса – о спасении дома путем выкупа его у собственника и создания в нем музея. Также идет сбор подписей среди горожан. 

Buguruslan.jpg

Бугуруслан: памятник за рубль разобрали по бревнышку

Изображения дома, о котором сейчас пойдет речь, найти в открытых источниках не удалось. Видимо, он был совсем простым, рядовым, но войдет в судебную практику как фигурант выдающегося случая.

Прокуратура Оренбургской области 27 апреля 2015 года подала апелляцию на решение Бугурусланского районного суда, который прекратил уголовное дело в отношении экс-главы района, обвинявшегося в растрате. Вердикт был вынесен на основании заключения экспертизы, организованной защитой подсудимого: историческое здание (до 1918 года постройки, площадью более 500 кв. м), переданное чиновником коммерческой структуре, эксперты оценили в один рубль.

Как сообщается на сайте Прокуратуры Оренбургской области, «без ведома собственника здание было передано коммерческой организации. Ранее это здание входило в единый ансамбль застройки улицы города и являлось памятником архитектуры. После продажи, несмотря на общую целостность конструкций и крепость каменного фундамента, оно было разобрано на стройматериалы».

Кроме апелляции на решение суда, гособвинитель ходатайствовал о возбуждении в отношении двоих экспертов, обесценивших здание, уголовного дела по части 1 статьи 307 УК РФ (заведомо ложное заключение эксперта). В настоящее время первым отделом по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Оренбургской области проводится доследственная проверка.

Очень надеемся, что чиновники и эксперты будут привлечены к законной ответственности, а вся ситуация станет уроком тем, кто «кое-где у нас порой честно жить не хочет».

LesnevskogoSovr.jpg

Барнаул: дом Лесневского обещанного три года ждет

Дом в стиле модерн (ул. Ползунова, 56) с 2014 года является памятником федерального значения. Это самый необычный образец деревянного зодчества в Барнауле. Его построили в 1907 году на берегу заводского пруда для Александра Адольфовича Лесневского (1866-1934), который был известным общественным деятелем, специалистом в области картографии. След в истории города он оставил как создатель Кружка любителей драматического искусства, межевой инженер, член городской думы, городской голова.

На первом этаже дома располагались людская, оранжерея, служебные комнаты, на втором – жилые помещения, а также гостиная. В усадьбе находилась и теплица «Флора». Позже комнаты в доме сдавались в аренду.

LesnevskPast.jpg

В 1920 дом был национализирован и отдан под центр художественной студии. После этого в разные годы здесь располагались: общежитие школы комбайнеров, сельхозтехникума, главная контора Сельхозкомбината.

Сейчас дом разделен на 8 квартир, находящихся в частной и муниципальной собственности. Здание окружено разного рода пристройками, сделана внутренняя перепланировка, сбито деревянное кружево. О бережном отношении к памятнику речи не идет, но дом и в таком состоянии сильно выделяется своей необычностью.

Старожилы припоминают, что ремонтировали дом лишь однажды, в 1970-х годах. Теперь ему остро требуется комплексная реставрация с грамотным приспособлением. Местные власти заверяют, что работа уже идет, и на Дом Лесневского не будут смотреть, как на ветхое жилье.

По информации комитета жилищно-коммунального хозяйства Барнаула,  расходы на разработку проектно-сметной документации по реставрации включены в адресную инвестиционную программу города на 2015 год. Сейчас ведомство готовит пакет документов для проведения конкурса.

Однако хорошую новость общественность восприняла сдержанно: такие обещания уже звучали и в 2013 году, и еще раньше. Но пока дело с мертвой точки не сдвинулось.

Pechenko.jpg

Псков: один ключ – бомжу, другой – Росимуществу

Картина Пскова демонстрирует богатую палитру разрушающихся домов-памятников. Среди них, к ужасу туристов, то и дело встречаются дома XVII века, бесхозные и никому не нужные, в основном прямо в центре города.  Периодически они напоминают о себе, вызывая временный резонанс. Потом все опять стихает.

Последний громкий случай, описанный «Хранителями Наследия», произошел 26 марта 2015 года: рухнула стена старинного Штабного флигеля 96-го Омского пехотного полка – памятника регионального значения. Об этом Елене Яковлевой, председателю комитета Псковской области по охране культурного наследия, рассказала её мама: 83-летней женщине показалось, что рядом взорвалась бомба. Оказалось, что строители выкопали котлован вплотную к стене флигеля, и фундамент "пополз".

Потихоньку ветшают Солодёжня и Дом Печенко – белокаменные палаты XVII века в исконно псковском стиле. В 2014 году у дома Печенко обвалилась часть восточной стены. «Местное население растаскивает на свои хозяйственные нужды камни и кирпичи, которые выпали из стен. Кладка XVII века хорошо расходится,– говорит Ирина Голубева, председатель Совета псковского областного отделения ВООПИК. – Раньше там жил бомж, он хотя бы как-то караулил. Мы покупали замки и ключи, сама отдавала – один бомжу, другой – Росимуществу. Ничего этого уже нет, бомжа выгнали, всё настежь открыто».

В марте 2015 года во Пскове были обнародованы планы преобразования Солодежни в ресторан, а дома Печенко – в филиал столичного Музея Архитектуры, однако прогрессирующему разрушению памятников эти планы, увы, не указ.

Дом Седельщикова, также XVII в., на улице Герцена пустует с 2010 года, когда муниципалитет выселил из него "Центр образования "Подросток". В результате здание, стоящее в двух шагах от Псковского Кремля, еще пять лет назад целое и невредимое, чуть не сгорело и продолжает разрушаться.

Дом Батова, часть архитектурного комплекса XVII – начала XX века, опустел на пару десятилетий раньше и теперь горит чуть ли не каждый год: он стал "ночлежкой" с великолепным видом на Кремль.

ryaz3.jpg

Рязань: игра в дом Циолковского 

Следуя новым правилам для СМИ - указывать возрастной ценз, информировать о вредных сценах табакокурения и проч., предупреждаем наших читателей и мы: нижеприведенные фотографии содержат сцены насилия и аморальных действий над зданием-памятником. Впечатлительных просим не смотреть. Вот вид в профиль и в анфас. Одна-единственная стена деревянного дома (да и та из силикатного кирпича), вмонтированная в ограду новомодного особняка и ставшая его частью. Условная декорация - это все, что оставлено новым собственником участка номер 7 по ул. Садовой в качестве, надо понимать, напоминания о доме, в котором порядка десяти лет жил основатель теоретической космонавтики, ученый-самородок, предвидевший разработку многоступенчатых космических ракет, К.Э. Циолковский.

ryaz1.jpg

На этом месте с середины XIX века стоял уютный деревянный одноэтажный дом Павлины Нарциссовны Трубниковой. Великий ученый жил в нем с семьей в детстве и юности, именно здесь К.Э.Циолковским были написаны первые работы – «Рязанская тетрадь» и наброски к книге «Грезы о земле и небе». С 1968 г. дом был признан памятником. На нем была табличка: "Здесь в 1878-1879 гг. жил великий русский учёный, основоположник теории ракетных двигателей и межпланетных сообщений Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935 гг.)".

В начале 2000-х случился пожар, после которого собственнику предписали восстановить здание. Он подошел к вопросу креативно и построил из нового материала одну фасадную стену.

ryaz4.jpgryaz2.jpg

Органы охраны памятников, видимо, приняли правила игры и - оставили здание в списках объектов культурного наследия. 

Приятно ли хозяевам особняка смотреть с изнанки на стену расчлененного дома Циолковского?

Фото: ru-traveller.livejournal.com, vmulder.livejournal.com, vk.com/lukakrasnoyarsk, ryazan-city.org

На главную