Первая семерка КМВ

Сразу у семи разрушающихся памятников архитектуры Кавказских Минеральных Вод появился шанс на смену участи. В июне было заявлено об их передаче в оперативное управление АУИПИК (Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры при Минкультуры РФ).
Это, в частности, Дом Реброва, Главные Нарзанные ванны в Кисловодске, Пушкинские Верхние ванны, Лермонтовские ванны, Академическая галерея в Пятигорске, Островские ванны и Дача эмира Бухарского в Железноводске.
Такое решение было принято в ходе заседания рабочей группы при полпреде Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе по развитию городов-курортов Кавминвод.
"Следует отметить, что все эти объекты поступили в собственность Российской Федерации уже в неудовлетворительном состоянии, в результате разграничения в 2002 году. Однако в силу ограниченности бюджетного финансирования проведение ремонтно-реставрационных работ в этот период было невозможно, обеспечивалась охрана указанных объектов для недопущения их дальнейшего разрушения", - заявил глава Росимущества Дмитрий Пристансков.
Очевидно, что реставрация и приспособление этих объектов потребуют серьезных капиталовложений. К тому же важно решить судьбу их дальнейшего использования: будет ли это аренда под новые функции или возвращение исторической роли, скажем, в рамках медицинского применения? Все объекты находятся в разной степени подготовленности положенной документации – разработки предмета охраны, охранных зон, научных исследований и т.п. Для примера, «Хранители Наследия» попросили АУИПИК прокомментировать ситуацию с памятниками в Железноводске – Дачей эмира Бухарского и Островскими ваннами.
Администрация Железноводска уже заявила через СМИ, что «раньше о реставрации этих зданий можно было только мечтать. Такие дорогостоящие проекты должны окупиться со временем, и уже на данном этапе нужно решить, какая судьба их ждет. Что это будет, культурные объекты или центры лечебного профиля, покажет время, главное, чтобы идеи сработали на привлечение туристических и денежных потоков в Железноводск".
Островские ванны
Их еще называют Ванны Островского. Это бальнеолечебница, построенная в конце XIX века. Там проводились водные процедуры с использованием природной минеральной воды и грязи. Свое название здание получило в честь одного из активных участников строительства — тогдашнего министра государственных имуществ России и младшего брата известного российского писателя и драматурга — Михаила Николаевича Островского. Высокие окна с мавританскими арками, красные горизонтальные полосы по фасаду здания, необычные купола из металла, колонны у входа, арабская вязь — это здание сразу привлекает внимание своей восточной необычностью. Проект ванн создал известный архитектор П.Ю. Сюзор, строительство возглавлял горный инженер А.В. Конради. Основной этап строительства продолжался с 1891 по 1893 гг. В последующие годы достраивались дополнительные помещения, проводилась модернизация и реставрация. В 1972 году открылась Железноводская Бальнеогрязелечебница, которая работает и сейчас. Но необходимость в Островских ваннах отпала и последние 20 лет они закрыты и разрушаются. Очевидно, что прежде чем определять дальнейший вариант их использования, необходимы серьезные исследования.
Вот как прокомментировал нам актуальное положение дел директор филиала АУИПИК по ЮФО Андрей Шпаков: «После осушения подвала необходимо провести исследование несущих конструкций и фундамента с целью определения их возможности выдержать дополнительную нагрузку при условии восстановления на объекте ванн, монтажа технологических и коммунальных узлов (котельной, газораспределительной, насосной и т.п.). Этим же диктуется необходимость серьезных геодезических, геологических, инженерных изысканий. Только в результате таких исследований можно будет прийти к выводу о видах использования здания, о том, какие современные санаторно-курортные, медико-оздоровительные или иные услуги в нем будут предоставляться отдыхающим».
После того, как станет ясно состояние здания и проистекающие отсюда варианты его приспособления, станет понятна и сумма необходимых инвестиций, и круг возможных интересантов. Пока же – речь о серьезных исследованиях. В Управление по госохране наследия Ставрополья разрабатывается Охранное обязательство.
Дача эмира Бухарского
Дворец в мавританском стиле был построен как летняя резиденция Эмира Бухарского — Сеид-Ахад-Богодур-Хана из династии Мангыт, правда, он так и не воспользовался им из-за политических волнений в ханстве, к тому же умер в 1910 году, до завершения строительства (в 1912). Проект дворца был разработан архитектором В.Н. Семеновым. В 1910 г. эмиром Бухарского ханства стал сын Сеид-Хана — Тюра-Джан-Мирза-Алим-Хан. Он продолжил строительство дворца, который в 1913 году передал в пользование царской семье по случаю 300-летия правления династии Романовых. В 1915 году здание стало госпиталем. После свержения власти эмира советской властью, в 1920 году, все его имущество было национализировано. Дворец был превращен в санаторий Цусстраха, оборудованный 80 койками для отдыхающих. После Войны санаторию присвоили имя германского лидера компартии — товарища Эрнста Тельмана. Сегодня двухэтажное здание с балконами, верандами и террасой примыкает к лечебным корпусам санатория имени Эрнста Тельмана.
Директор филиала АУИПИК по ЮФО Андрей Шпаков рассказал следующее: «Удручающее состояние здания (протекающая кровля, промокание стен, отслоение штукатурки, сгнившие деревянные перекрытия, разрушенные дверные и оконные проемы, требующие полной замены коммуникации) продиктовало необходимость проведения первоочередных и противоаварийных работ. В целях определения предмета охраны объекта культурного наследия Агентством приняты меры к скорейшему утверждению соответствующим приказом Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия охранного обязательства, без которого невозможно приступить к работам по спасению здания».
По предварительным оценкам, исследования объекта, разработка научно-проектной документации, работы ремонтно-реставрационные и по приспособлению требуют от полумиллиарда рублей. Агентство определит источник финансирования до конца 2016 года.
Фото: РИА Новости. Алексей Бабушкин