Подарок – проверка на прочность
Сможет ли волжский город спасти ценный комплекс памятников деревянного зодчества?
Анна Романова, Рыбинск
Получив накануне очередного дня рождения по распоряжению Росимущества в муниципальную собственность памятник деревянного зодчества – Больницу водников, Рыбинск обрел подарок. Который со временем станет городу еще одной проверкой на прочность.
Комплекс зданий больницы судоходного ведомства расположен на левом берегу Волги (Бурлацкая ул., 25). Они построены по решению Биржевого комитета на участке земли, пожертвованном купцом и благотворителем Анемподистом Фроловым вместе с тремя сотнями единиц строевого леса и суммой в 1500 рублей для строительства. В 1884 году состоялась закладка больницы. Архитектурный проект главного корпуса и корпусов–«близнецов» с больничными палатами выполнил ярославский губернский архитектор Николай Поздеев (автор таких известных зданий, как дом Игумнова на Якиманке в Москве, Александровский пассаж в Казани, часовня Александра Невского, Сретенская церковь и домовая церковь при Ионафановском женском епархиальном училище в Ярославле).
Через семь лет главное здание больницы было уничтожено пожаром. Но восстановили лечебное учреждение быстро. В 1892 году здесь появились приемный покой, отдельная кухня, терапевтический и хирургический корпуса. Сегодня в комплексе зданий больницы – приемный покой, построенный в виде рубленого русского терема, Александровская часовня, терапевтический и хирургический корпуса, кухня, баня и прачечная, холерный барак, сарай-ледник, и другие постройки. По-видимому, интерьеры больницы также были оформлены в русском стиле, и еще в 2010 году, хотя лечебное учреждение в начале 2000-х уже было закрыто, здесь можно было видеть высокие аптечные шкафы красного дерева, медную люстру и портрет Анемподиста Фролова на стене приемного отделения.
Однако минувшее десятилетие могло стать последним в судьбе единственного в своем роде комплекса деревянных зданий в Рыбинске. Собственником здания оставалось судоходное ведомство, контора которого находится в Нижнем Новгороде. Рыбинская администрация предпринимала попытки вести переговоры о передаче этой собственности на баланс города. Зимой 2020 года вандалы сняли с крыш железо. Дождь и снег стремительно разрушали здания. Первым «глас вопиющего в пустыне» поднял Анатолий Чуль. Художник и коллекционер, ученик покойного борца за исторический Рыбинск Евгения Петровича Балагурова, он писал в соцсетях посты о состоянии бывшей больницы и призывал к спасению памятников архитектуры. Его активно поддержали Алексей Ставицкий и Кирилл Егоров, также ученик Е.П. Балагурова («Музей фортепиано»). И вот, раздобыв по случаю некоторое количество неликвидных баннеров для устройства временной кровли, они просто назначили всем неравнодушным встречу на Бурлацкой, 25.
Неравнодушных оказалось больше полусотни – врачи, предприниматели, художники, библиотекари, студенты. Собирались по субботам. Укрывали крышу. Косили траву и поросль, убирали завалы из колотого шифера. Выгребали из зданий превратившиеся в мусор предметы мебели и документацию бывшего лечебного учреждения. Когда стало ясно, что площади крыш гигантские, а баннеров немного, решили объявить сбор средств на покупку укрывного материала.
Словом, отвоевывали у небытия целый ансамбль памятников Рыбинска. Сегодня уже виден обнадеживающий̆ итог: в конце июля Алексей Ставицкий привез в больницу старинный концертный рояль петербургской фабрики «Беккер» 1901 года, а московские музыканты Яна Иванилова (сопрано), Екатерина Державина(фортепиано), Алексей Лундин (скрипка) и Юрий Мартынов (фортепиано) провели здесь благотворительный концерт в поддержку восстановления больницы. Было много рыбинцев и гостей из Москвы и Ярославля. Была необыкновенная музыка, чистые звуки которой звучали под вековыми липами, среди старых зданий. И особая атмосфера благословенного летнего вечера в старой усадьбе на берегу Волги проникала в сердце каждого, кто был там. И давала надежду, что в этих старых стенах еще будет жизнь.
Каким же будет будущее этого комплекса? Ответ на этот вопрос пока не найден. Самое время оглянуться на опыт предшественников, современников и коллег.
В 2019 году Министерство культуры России объявило о специальном проекте по сохранению памятников деревянного зодчества. Определен список объектов в Архангельской, Вологодской, Тверской и других областях, речь идет об их реставрации и восстановлении. И финансы – это только одна часть этого трудного дела. Вторая – наличие редких, совершенно особенных профессионалов, которые смогут на самом деле реставрировать, а не «внедрять» новодел, И мастеров, которые могут повторить мотивы резьбы, украшающей здания больницы для судорабочих – еще поискать…
В Рыбинске осталось не более десятка памятников деревянной архитектуры. Практически все – в частной собственности. Их надо сохранить во что бы то ни стало. Каждое из них требует и заслуживает индивидуального решения. Еще десять лет назад в городе сложилась такая ситуация, что эти здания надо было не продавать в частные руки, а наоборот – выкупать у частников. Ведь редкий частный собственник нынче заинтересован в реставрации и бережном отношении к такому зданию, ему легче и дешевле построить новое на пустом месте. Для того, чтобы человек по доброй воле в частном порядке стал заниматься настоящей реставрацией, необходим не только соответствующий уровень доходов, но и соответствующий уровень воспитания.
Поэтому в связи с передачей городу комплекса зданий бывшей больницы водников хотелось бы напомнить о том, что у вопроса сохранения деревянной архитектуры в Рыбинске есть своя история. И чтоб не повторять ошибок, наверное, не мешало бы знать опыт предшествующих лет.
В 2010 году редактор газеты «Рыбинская среда» Николай Романов писал о нескольких вариантах восстановления этих зданий: «Один из способов сохранения деревянных зданий Рыбинска – размещение в них департаментов городской администрации. Взглянешь на их современные интерьеры и оборудование, и становится понятно, что малой части затраченных средств хватило бы на восстановление одного деревянного здания».
Еще хотелось бы напомнить, что в статусе городского музея-заповедника присутствует слово «архитектурный», и что статус этот в 1990-е годы был дан музею в какой-то степени авансом – был расчет на то, что воплотятся в жизнь смелые планы, что в комплекс музея войдут и сохранившиеся городские усадьбы, и памятники деревянного зодчества.
Кроме того, надо вспомнить, что у Рыбинска есть опыт работы дирекции по историческому центру (по сути – по историческому наследию). Если говорить о специалистах администрации, то, возможно, нет необходимости для этой работы увеличивать штаты, надо лишь снабдить специалистов полномочиями по ежедневному профессиональному контролю на территории города – контролю по вопросам строительства, благоустройства, освещения и т.д.
Печальный опыт: в конце 2000-х гг. в Рыбинске была разрушена улица Радищева – ее историческая, «деревянная» часть, с изумительным домом Нецветаева и экипажным заведением Рыбина-Афанасьева, контуры которого отчасти сегодня попытался повторить новый застройщик. Между тем, в начале ХХI века была хорошая идея сделать именно улицу Радищева заповедной территорией. Проект «Городская усадьба» предполагал не только сохранение уникальных деревянных зданий, но и предлагал собрать на этой улице сохранившиеся деревянные шедевры из других городов и весей. Планы не были реализованы. Однако «свято место пусто не бывает». Рядом, в квартале улиц Герцена – Ломоносова – Радищева – Гоголя мы получили точечную застройку, изуродовавшую весь городской пейзаж. Но пора ли сделать заповедной территорией объект на Бурлацкой, 25? Этот статус, конечно, во многом «связывает руки» застройщикам, но он единственный дает сегодня гарантированную защиту от любых действий, способных нарушить ту целостность культурного объекта, которая является итоговой его ценностью.
Стоит взять на вооружение и опыт других городов, например, Рязани. Рязань только что официально стала историческим поселением регионального значения. Таковы границы компетенции региональных властей, и прекрасно, что они наконец приняли такое решение. Утверждены границы территории и предмет охраны исторического поселения. В ближайшее время утвердят регламенты по строительству. 600 страничный документ – серьезный барьер на пути хаотичной высотной застройки центра города, разрушения памятников. Будут сохранены более 260 исторических зданий, планировка и ландшафт старинного города. Наконец, новый статус позволит участвовать в федеральных программах, а это – дополнительное финансирование.
Интересно и то, что рязанские активисты также призывают создать Совет при губернаторе по сохранению культурного наследия и интеграции его в экономику, чтобы сделать реставрацию и сохранение выгоднее сносов и уничтожения.
Закончу этот обзор цитатой из одной из последних статей покойного рыбинского эксперта Л.М. Марасиновой. «Важен исторический подход. Он позволяет не только изучать и хранить наследие прошлого, но и наиболее верно прогнозировать будущее. Отсутствие отчетливого представления о том, чем был наш край в прошлом, чем он стал теперь и чем ему предстоит стать в будущем, лишает нас ориентиров и вынуждает блуждать по порочному кругу ошибок и неудач. К сожалению, то же самое происходит в стране, да в сущности, и в мире в целом.
Техноград XXI века, Рыбинск сохранил за собой статус базы уникальных технологий, конструкторского, производственного, научного и образовательного центра в области авиамоторостроения, приборостроения, судостроения. С учетом историко-культурного наследия старого Рыбинска и ценности архитектурного ансамбля волжского города XVIII – XIX вв., окруженного изумительными по красоте природными российскими ландшафтами – Рыбинск мог бы стать значительным явлением национальной и международной культуры и техники XXI века. Все необходимое для этого есть. К тому же здесь всегда жили и живут талантливые и трудолюбивые люди, создавшие выдающиеся научные школы, произведения искусства, литературы, архитектуры, музыки, живописи, хранящие, продолжающие и приумножающие эти традиции.
Чего же нам не хватает для достойной жизни? Прежде всего - умения и желания разумно распоряжаться этим богатством, объединить людей для общего созидательного дела, расширять эти возможности».
Иллюстрации предоставлены автором.