Подзаборное сражение в селении Дзивгис

В старинном северо-осетинском селении Дзивгис намечается нешуточное сражение между владельцами двух соседних земельных участков и Управлением по охране культурного наследия Минкультуры республики. Первый раунд – на месте – уже состоялся, затем дело переместилось в служебные кабинеты, далее, скорее всего, выяснять отношения придется в суде.
Поводом к взаимным претензиям, согласно репортажу республиканского телевидения, послужило самовольное строительство домов и фундаментальных заборов у подножия древнего крепостного сооружения XII-XIV вв.
Хозяева двух частных владений ухитрились построиться так, что к крепости можно подойти теперь только по узенькому проходу между заборами, а уж про сохранность исторического вида и говорить нечего.
Застройщики охранной зоны в дискуссиях с госорганом охраны памятников применяют ту же тактику, что и в подмосковных Бородине или Радонеже: раз в кадастровых документах не прописаны охранные статусы – они считают, что могут строиться как хотят.
Одна из частных собственниц убеждена: «У нас есть графа «Существующие ограничения и обременения». Участок, который находится вблизи объекта культурного наследия, должен быть замежеван Комитетом по охране памятников и должен быть поставлен на кадастровый учет и на нем должны быть прописаны все ограничения и обременения – этого нет».
При этом она же утверждает, что позаботилась и об историческом виде: построила забор из природного камня, который гармонирует с окружающим пейзажем.
Забор на соседнем участке выстроен, причем еще пять лет назад, из простых бетонных блоков, но хозяева дома из уважения к истории тоже обещают его облицевать природным камнем.
Эмма Агаева, ведущий советник Управления культурного наследия минкультуры Республики Северная Осетия – Алания, заявляет: «Доступ к памятнику затруднен полностью. Это нарушение федерального закона об охране объектов культурного наследия и республиканского закона о сохранении памятников культуры и истории. По предписанию было согласовано, что до 15 марта должны быть произведены демонтажные работы, но, очевидно, они не будут выполнены и документы будут переданы в суд».