Противоаварийный экскаватор в Ропшинском дворце

Противоаварийный экскаватор в Ропшинском дворце

01.06.2015
Противоаварийный экскаватор в Ропшинском дворце

Министерство культуры России намеревается выделить «посильное финансирование» на консервацию Ропшинского дворца под Санкт-Петербургом, простоявшего заброшенным несколько десятилетий и обрушившегося в январе 2015 года. Как сообщил «Интерфакс», об этом заявил 1 июня заместитель министра культуры Григорий Пирумов.

При этом восстановление дворца, как предупредил замминистра, будет «ждать лучших времен». «Объем финансирования, который нужен - гигантский. Это миллиарды рублей. Причем сохранность Ропши, как все знают, очень низкая. По сути, там сегодня руины. Поэтому ведутся дискуссии о дальнейшем использовании Ропши. Сейчас мы рассматриваем вопрос о грамотной консервации. Нам надо предотвратить дальнейшее разрушение», - пояснил замминистра. Планы создания в Ропшинском дворце школы реставрации, таким образом, пока остаются планами.

Работы по консервации Ропшинского дворца, по словам Пирумова, начнутся в 2016 году. Планируется также завершить работы по описанию объектного состава памятника и определению его охранной зоны. Замминистра культуры напомнил, что уже выделены средства на срочные противоаварийные работы во дворце; оживленная дискуссия на эту тему началась уже в феврале.

Как сообщалось, на выделенные Минкультуры РФ 8 млн рублей был заключен контракт на работы с компанией "Феррумленд". Проект, разработанный ЗАО "СПб-Проект", предусматривает разборку аварийного портика и участков стен. Работы по демонтажу аварийных конструкций и перекрытию остатков дворца временной кровлей должны завершиться к 30 октября 2015 года. 

Противоаварийные работы, начавшиеся в Ропше, уже успели вызвать легкий шок у ценителей древностей. Вид остатков дворцового портика XVIII века, сметаемых экскаватором, очень мало напоминает бережный демонтаж подлинника для последующей реставрации.

Член Федерального научно-методического совета при Минкультуры РФ Михаил Мильчик не скрывал негодования: «Это варварство, откровенное разрушение подлинных частей здания. С моей точки зрения, это подсудно. Разбирать аварийный портик можно и нужно, но аккуратно, при условии сохранения всех демонтируемых элементов».

Однако Елена Кальницкая, директор Государственного музея-заповедника «Петергоф», которому передан Ропшинский дворец, заявила: "Никакого криминала не вижу. По технологии именно так и делается". По мнению директора, ручная разборка здания невозможна: "Колонна не укреплена и может рухнуть в любой момент. Никакие правила безопасности людей на такие объекты не допускают, это аварийное здание. И если кто-то хочет изобразить, что это непрофессионализм или небрежение к памятнику, то это абсолютно не так".

Специально для «Хранителей Наследия» - комментарий Михаила Мильчика:

- В свое время мы много занимались изучением Ропшинского дворца, был подготовлен и проект его реставрации, который теперь, конечно же, требует корректировки. Поэтому наблюдать, как разрушается Ропша, особенно больно, это родной для меня объект.

Конструкции аварийных памятников обычно усиливают, стараясь сберечь как можно больше подлинника. Да, конечно, какие-то части сохранить невозможно, но тогда производится их демонтаж по реставрационным правилам: составляются дефектные ведомости, картограммы кладки, они утверждаются, обсуждаются со специалистами. Странно, что в дирекции музея не знают азов реставрационного дела. Впрочем, дирекция, как заказчик, и не обязана их знать, но за соблюдением технологий должны следить авторский надзор и органы охраны наследия.

А здесь – такое впечатление, что дешевле и проще все сломать и построить заново.

На главную