Разрушение собора - нарушение прав человека
Евгения Твардовская
Отчаявшись добиться оперативных действий властей по спасению уникального Богоявленского собора XVI века в Ростове Великом, градозащитники обратились к Уполномоченному по правам человека в Ярославской области. Такая мера практикуется общественными активистами нечасто, но и ситуация в Авраамиевом монастыре сложилась чрезвычайная. Можно было бы сказать, что вдобавок и парадоксальная, если бы речь шла о чем-то менее ценном, чем один из древнейших памятников на территории Ярославской области, один из первых многопридельных храмов России.
Часть соборных стен и сводов рухнула… во время реставрации. Все произошло еще 13 августа, компетентная комиссия побывала на месте событий – только через две недели. Специалисты московской фирмы-подрядчика ООО «Эшелъ» вообще просто уехали: срок контракта весьма кстати истек, а то, что Акт выполненных работ монастырь не подписал, видимо, их не беспокоило.
И… памятник XVI века просто оставили рушиться дальше?
Видеоролик с комментарием Александра Мельника, заведующего архитектурным отделом ГМЗ "Ростовский кремль"
Ровно три месяца минуло с момента культурного ЧП. С тех пор ничего не изменилось в лучшую сторону. Похоже, что зиму храм будет встречать без окон, дверей и частично без крыши. Вот как описали градозащитники состояние собора в обращении в Министерство культуры РФ и в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области (есть в распоряжении редакции):
«13 августа 2015 г. обрушились своды и часть стен второго яруса южной и часть западной галереи. Сейчас работы на памятнике не ведутся. Собор оставлен в зиму в аварийном и незаконсервированном состоянии. Настенная живопись XVIII века осыпается, должного ухода для сохранения живописи не ведется. Храм открыт всем ветрам - окна не закрыты, оконные заполнения отсутствуют, внутрь собора проникает ветер, дождь и снег, на южной галерее нет крыши, уложена только дырявая полиэтиленовая пленка по деревянной обрешетке. Вода сквозь дыры льется внутрь храма на своды, на стены, на живопись. На полу лужи глубиной 5-10 см. В таком состоянии собор входит в зиму.
Это - просто катастрофа для памятника, тем более, находящегося в таком тяжелейшем техническом состоянии. Влага, которая попадает в кирпичную кладку, при замерзании, будет рвать кладку, разрушать своды и стены. Внутри храма нет ни одного маячка, хотя трещин полно, в т.ч. самые опасные- продольные трещины внутри стен! Мы считаем, что должного контроля за динамикой деформаций конструкций собора не ведется.
Беспокоит также наличие огромных участков перекладки стен и сводов.
Все так называемые противоаварийные работы- просто насмешка над памятником.
Деревянные стойки-подпорки на 2 этаже южной галереи ничего не держат, а просто висят в воздухе. Металлические связи на 2-ом этаже, протянутые сквозь внутренне пространство собора, закрепленные снаружи досками поперек окон - это одна только видимость. Они не работают. Часть связей оборвана и валяется на полу, а часть провисла, и при натягивании, дрыгается, хотя должны быть натянуты, как струна и каждые полгода должны проверяться специалистами и натягиваться».
Минкультуры РФ ответило на обращение.
«Мне написали, что Министерство готово рассмотреть возможность предоставить финансовые средства на противоаварийные работы, но только после получения проектно-сметной документации и акта с участием представителя МЧС, - говорит Ольга Мазанова, член правления Ярославского отделения Союза архитекторов России. – Безусловно, это разумное требование. Но такие процедуры – небыстрые и длятся месяцами. В каком состоянии тогда окажется собор? Необходимо привлечь лучших архитекторов-реставраторов страны, провести консилиум по комплексному обследованию инженерного состояния собора, принятию адекватных мер по консервации уникального памятника, чтобы остановить его разрушение.
Необходимо устроить хотя бы временную крышу над южным приделом, чтобы вода через дыры не лилась в храм.
Также необходимо принять меры по спасению настенных росписей XVI-XVIII веков в интерьерах, хотя бы срочно закрыть окна и двери, чтобы не допустить попадания осадков и ветра внутрь памятника».
Видеоролик с комментарием Александра Мельника, заведующего архитектурным отделом ГМЗ "Ростовский кремль"
В Департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области градозащитникам в устной форме сообщили, что сейчас готовится план срочных противоаварийных работ.
Но возникает вопрос, а что же, собственно, делали в 2015 году на объекте реставраторы? Согласно письму в Минкультуры РФ от игумении Миропии (есть в распоряжении редакции) - «Все выполняемые работы на объекте культурного наследия Собор Богоявленский 1553 г., в 2015 году, по стенам южного и западного притворов, являлись согласно проектной документации и заключения государственной экспертизы противоаварийными». Выходит, что авария произошла там, где шли противоаварийные работы. Заметим, что к моменту визита общественных активистов в собор в октябре – на местах рухнувших фрагментов красовалась новенькая кирпичная кладка.
Видеоролик с комментарием Александра Мельника, заведующего архитектурным отделом ГМЗ "Ростовский кремль"
«Есть ощущение, что подрядчик стремился освоить выделенные деньги. Непонятно, где был авторский надзор? Почему стали делать не первоочередные работы, а занялись перекладкой стен? На эти вопросы обязательно нужно получить ответы. Но сначала важно законсервировать памятник», - заявил градозащитник Денис Георгиевский в эфире радио «Россия-Ярославль».
Еще один парадокс ситуации – в том, что «освоены» деньги не полностью. Опять-таки согласно письму игумении Миропии, осталось еще больше 5,8 млн рублей. В документе говорится, что «Эшелъ», «незаконно и необоснованно преподнося сложившиеся обстоятельства в качестве форс-мажорных, пытается прекратить проведение ремонтно-реставрационных работ, несмотря на полученный ранее денежный аванс, значительно превышающий объем выполненных на сегодняшний день данной организацией работ по государственному контракту».
И причины, по которым подрядчик просто бросил памятник XVI века, и расходование имевшихся средств, как и использование оставшихся - также имеют непосредственное отношение к случившемуся.
Во всяком случае, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области Сергей Бабуркин, побывав в Авраамиевом монастыре в начале ноября, после осмотра собора заявил, что будет подготовлено комплексное экспертное заключение и запросы в уполномоченные инстанции. Ведь разрушение древнего памятника не просто нарушает право человека на доступ к культурным ценностям, а попросту лишает гражданина – и права, и возможности.
Пока что - с августа - никаких комиссий в Авраамиев монастырь больше не приезжало. Так и не было представителей Минкультуры. Надеемся, что идет активная кабинетная работа и чиновники успеют вовремя. Хотя сроки не программируемы: в комментариях все реставраторы и эксперты сходятся в одном – нет никаких гарантий, что не произойдет новых обрушений. Кстати, и нынешнее ЧП – не первое. В 2007 году разрушилось крыльцо Богоявленского собора.
Ретрофото Богоявленского собора с утраченным ныне крыльцом
Досье. Первый и главный храм в честь Богоявления был построен еще преп. Авраамием около 1080 года. Первоначально он был, конечно, деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который, как считается, в одно из своих посещений Авраамиева монастыря, еще до покорения Казани, взял с собой трость св. Иоанна Богослова, сокрушившую некогда идола, и с нею пошел на Казань. После чего по его повелению и на его средства в 1553-1555 гг. был построен и расписан каменный собор во имя Богоявления Господня, на освящении которого царь лично присутствовал.
По другой версии, жезл царем был взят при освящении храма, когда Казань была уже завоевана, и он с этим жезлом ходил покорять Астраханское царство. Как бы то ни было, но после победы над Казанью архимандрит Иоаким II повелением царя и на его средства заложил в монастыре на месте деревянного Богоявленского храма «церковь каменну с четырьма приделама». В посвящении же приделов Богоявленского собора отразилась история чудотворной трости. Один из приделов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой - св. апостолу Иоанну Богослову, чей жезл забрал с собой царь, а третий - покровителю самого царя – св. пророку Иоанну Предтече. Четвертый придел, как считается, был посвящен Введению Божией Матери. Но он был упразднен вместе с построением отдельного храма в честь этого праздника. Место же его нахождения нет возможности определить, так как от его не осталось никаких следов.
Возведенный почти одновременно с московским собором Покрова на Рву (1555-1560 гг.), Богоявленский собор своей усложненной композицией и некоторыми архитектурными деталями обнаруживает родство с этим замечательным памятником. А главным образцом, на который ориентировались зодчие при формировании интерьера Богоявленского собора, является ростовский Успенский собор начала XVI века. Именно от Успенского собора Богоявленский унаследовал высотное соотношение между основным объемом и апсидами, а также - между арками угловых компартиментов и подпружными арками центрального барабана, двухъярусное расположение оконных проемов, крестчатую форму столпов и оформление барабанов карнизами.
Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием. Придел преподобного Авраамия украшен стройным шатром, характерным для XVI века. Придел Усекновения главы св. Иоанна Предтечи увенчан горкой кокошников. А над приделом св. Иоанна Богослова в XIX веке ростовские каменщики, подражая древним мастерам, пристроили звонничную башню. И хотя с течением времени Богоявленский собор многократно перестраивался, но все равно остался одним из высших достижений ростовской школы зодчества конца XV-XVI веков.
В XVIII веке стены основного помещения, а также придела преподобного Авраамия и папертей были искусно расписаны мастерами. Эта настенная роспись датируется 1736 годом. Во всяком случае, во вкладной книге монастыря говорится так: «1736 году августа в 5 день Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря Подмонастырской слободы закройщика Алексея дети ево Егор да Иван Алексеевич Пахоловы приложили в вышеписанную обитель по своему обещанию ризы камчатые... Да они же Егор да Иван в соборной церкви Богоявления Господня стены письмом написали левую, столп и левой стены окно. При архимандрите Гаврииле...». Впрочем, древняя роспись была записана живописью еще в конце XIX века, в настоятельство архим. Нафанаила.
В настоящее время собор находится в аварийном состоянии. Стенопись папертей фактически утрачена (на южной стене южной паперти сохранились фрагменты композиций, позволяющие определить их сюжеты, на западной паперти это уже невозможно). Не сохранились и наружные росписи. Живопись придела Авраамия сильно пострадала от атмосферных воздействий. В самом Соборе сохранность росписи также неполная, но количество утрат не столь велико. Наибольшие утраты имеются в верхней части храма. Не сохранилась живопись трех малых куполов, в северном рукаве креста обрушилась часть свода, выпала часть кирпичей в замке арки между северо-западным столпом и северной стеной. Остальные повреждения представляют собой трещины в штукатурке и кладке, выпады штукатурки и осыпи красочного слоя. Наибольшее количество их имеется на стенах алтарной апсиды и на западной стене. Кирпичная кладка сводов и подпружных арок сильно деформирована и местами обрушилась. В 2007 году рухнуло кольцо храма. Без крыши стоят южный и западный приделы, не покрыты металлом кокошники придела Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В храме почти полвека, с начала 1970-х гг., не проводилась научная реставрация. В середине 2000-х были попытки укрепить фундамент. Но этих мер Богоявленскому собору уже явно недостаточно.
Видеоролик студии "Новый Вестник" (Ярославль) с подробным анализом ситуации и комментариями специалистов:
Фото: предоставлены Ольгой Мазановой