Реестр не заметит потери бойца
Неразгаданная загадка рухнувшего храма
"Хранители наследия"
Нынешний август оказался последним в жизни храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Замошье Вологодской области. Выдающийся образец тотемского стиля, чья история и архитектура – два словно бы сросшихся храма - не то что не исследованы, а представляют самую настоящую загадку, обрушился. Две половинки перестали быть единым целым.
Конечно, к этому шло давно. Сообщается, что местные жители делали все, что было в их силах. Приезжал священник, организовали что-то вроде молельной комнаты, устраивали чтения, убирали территорию, но… денег на реставрацию или хотя бы консервацию такого масштабного памятника собрать просто так, «всем миром» было невозможно.
Кстати, и в памятниках-то уникальная церковь не числилась. Этот факт, конечно, характеризует полноту нашего реестра объектов культурного наследия, но вряд ли бы официальный статус способствовал коренному перелому ситуации.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в 2015 году
«Может, сельская администрация даже взяла бы на себя охранное обязательство - и сейчас бы в ужасе думала, чем и как платить стотысячные штрафы комитету, - написал в своем ФБ Алексей Новоселов, директор Тотемского музейного объединения. - Наплевательское, попустительское отношение со стороны России к собственным памятникам за пределами столиц (и ряда областных центров) - вот причина всему. Если бы на уровне минкульта был составлен список хотя бы самых ценных, самых интересных культовых памятников всей страны (без типовых проектов синода), если бы были приняты первоочередные меры по спасению хотя бы самых проблемных - это вышло бы не дороже парка "Зарядье" и смены брусчатки в столице. Но такового списка нет, бесхозные памятники мы теряем, несмотря на все усилия волонтеров. Где гарантии, что подобная ситуация не повторится? Кто следующий в этом мартирологе тотемского барокко?»
Гарантий, конечно, никаких.
Для, скажем так, широкой научной общественности и «просвещенных туристов» Покровский храм стал известен только в 2008 году, после публикации на сайте Общества изучения русской усадьбы. Экспедиция случайно наткнулась на собор незаурядной и необъяснимой архитектуры: «Два типично вологодских архаично-барочных четверика "срослись", причем, один (восточный) как бы въехал в другой (западный). Западный шире восточного. Над ним 5 глав, над восточным - 3. Еще одна над апсидой. Можно было бы посчитать западный трапезной, но пониженный объем трапезной расположен еще западнее. Внутрь, в верхний храм, попасть невозможно, поэтому до конца разобраться в структуре храма мы не смогли».
Видимо, храм никогда не исследовался подробно. Информация о нем рассыпана по разным источникам: год окончания строительства, скорее всего, 1812. Можно предположить, что приход был многочисленным и небедным. Но нигде не дается четкого ответа на главную загадку Покровского храма: как и почему возникла такая причудливая объемно-пространственная композиция?
Свою гипотезу высказал Михаил Ильин, координатор общественного проекта «Неизвестная провинция»: «После определённых размышлений мне представляется вероятным такой сценарий: строился традиционный узкий пятиглавый тотемский "корабль" с вовсе не чуждыми (см., например, Вожбал) Тотьме полуглавиями - с фасадами основного объёма на две оси, с каннелированными пилястрами посередине и по углам, с вытянутой (на три или четыре оси) двухэтажной трапезной. Потом что-то пошло не так - возможно, обрушилась восточная часть свода трапезной, или же проблемы возникли с западной (ослабленной широкими проёмами) стеной основного объёма, возможно, в этот момент и вся конструкция показалась тесноватой для большого (40 деревень) прихода - и проблемное (а то и начавшее складываться и рушиться) сочленение решили "залечить" ещё одним основным объёмом, более широким, с полноценным пятиглавием, "съевшим" пару глав у прежнего "восточного". Но уже без излишеств в виде сложной кровли с куполом и полуглавиями».
Возможно, обрушение станет поводом для исследования, и тайна перестанет быть тайной, и кто-то «прочитает» раскрытые теперь уже внутренности храма, как книгу. Но цена за это знание – неоправданно высока. Да и столь ли оно необходимо, когда Замошье теперь демонстрирует не загадочное слияние двух частей, а распад Покровской церкви.
Фото: Мария Александрова, Владимир Архипов