Рустем Ципинов: Как копали, так и продолжают копать!
«Хранители Наследия» продолжают знакомить читателя с работой региональных органов охраны памятников. Сегодня с помощью начальника Управления по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея Рустема Ципинова мы можем составить представление о ситуации в этом южном регионе, богатом разнообразным археологическим наследием. Из более 3600 учтенных в республике объектов культурного наследия более 3300 – памятники археологии.
За последний год, рассказывает Рустем Ципинов, количество охраняемых в республике памятников увеличилось на 150 объектов (было около 3500, стало более 3600) – «в основном, за счет выявляемых новых памятников археологии». Первоочередной задачей в госоргане считают включение памятников республики в Единый госреестр объектов культурного наследия. На эти цели в 2014 году было выделено 1,7 миллиона рублей, в 2015 году — около 1,5 миллиона. В скором времени в реестр наследия будет включено здание первой мечети в Майкопе, построенной в 1910-1911 гг. Примечательно, что пока эта мечеть недействующая: в ней находится учебный класс для военнослужащих Министерства обороны.
От Минобороны во многом зависит и судьба одного из старейших зданий Майкопа - дома городского головы Зиньковецкого (на фото), в котором расположен Дом офицеров. Здание, построенное в 1907 году (по сообщениям местных информресурсов, по проекту самого И.А. Фомина – Ред.), уже несколько лет закрыто из-за аварийного состояния. «Собственником здания является Министерство обороны, которое своих обязательств по сохранению объекта не выполняет, - комментирует Рустем Ципинов. - Сгнившие перекрытия и обрушающаяся крыша требуют ремонта на десятки миллионов рублей. И тянуть с этим нельзя. Историческое здание в самом центре республиканской столицы находится в аварийном состоянии, которое с каждым годом только ухудшается. В прошлом году там с инспекцией побывали представители Министерства обороны России. Но пока дело с мертвой точки не сдвинулось».
Как отмечает Рустем Ципинов, в последнее время наметился «ряд сложностей с выявлением новых объектов». После вступления в силу изменений в федеральное законодательство, археологические объекты положено выявлять только с «открытым листом». А для того, чтобы включить выявленный памятник в единый госреестр объектов культурного наследия, необходимо заключение государственной историко-культурной экспертизы. Однако «наша самая главная беда, - сетует начальник Управления, - в том, что в республике нет аттестованных экспертов, их приходится приглашать со стороны. А это предполагает немалые финансовые затраты». При этом в Адыгее есть ученые, у которых опыт работы в археологии по 15—20 лет, однако без сдачи экзаменов на получение статуса эксперта в Министерстве культуры РФ они не имеют права давать экспертные заключения. «И это проблема не только нашего региона, - подчеркивает Ципинов, - а большинства регионов России. Во всем Краснодарском крае буквально 3—4 эксперта. Поэтому, даже имея данные о ряде объектов, мы не можем присвоить им статус выявленных объектов культурного наследия до экспертного заключения».
«Все объекты истории, архитектуры и искусства в Адыгее давно взяты под охрану, - говорит начальник госоргана, - поэтому меня больше всего беспокоит археология. Адыгея, особенно горная ее часть, является своего рода археологическим клондайком».
Клондайк в хорошем смысле – для научных изысканий – не разрабатывается: "Темпы нашей работы во многом зависят от финансирования, объем которого из-за кризиса сократился. Например, пришлось временно заморозить республиканскую программу по реставрации дольменов".
А вот клондайк в нехорошем смысле – для «черных археологов» - продолжает снабжать их ценными артефактами. «Как копали, так и продолжают копать! – говорит начальник республиканского госоргана. - Хотя наказание за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия довольно жесткое. Помимо лишения свободы на срок до 6 лет предусматривается штраф в размере до 5 миллионов рублей». В прошлом году были задержаны черные копатели в Красногвардейском районе, которые раскапывали курганы, используя мини-экскаватор.
К «копателям» добавляются обыкновенные вандалы. На Богатырской поляне – объекте федерального значения - во время лесозаготовки были повреждены несколько мегалитов. По двум курганам просто проехали тяжелой техникой, сгребли бульдозером в кучу два дольмена. В настоящее время по обоим фактам возбуждены уголовные дела, - рассказывает Рустем Ципинов в интервью газете «Советская Адыгея».
Фото: советская-адыгея.рф