Самара: казармы черных гусар приносят в жертву
Александра Меркулова
Напрасно обвиняют российского чиновника в глупости и недальновидности. Будни города Самары не оставляют от этого и изначально ложного утверждения камня на камне.
Но сначала о насущном. Губернский портал Самара.ru сообщил, что казармы бывшего Александрийского полка черных гусар, расположенные на территории бывшего ГПЗ №4 в Самаре, отказались вносить в единый госреестр объектов культурного наследия. Соответствующий проект постановления регионального правительства опубликован на сайте министерства культуры Самарской области.
В проекте постановления речь идет о двухэтажном корпусе "солдатских казарм в составе комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа г. Самара, Московское шоссе, литера Д, корпус № 6-7". Известно, что там также расположен трехэтажный корпус дореволюционных казарм (корпус №8). О нем в постановлении не уточняется.
Впрочем, например, для Москвы в этом нет ничего нового: технология проста. Сносить все сразу нельзя, надо расчищать строительную площадку поступательно. Подробнее мы остановимся на этом ниже, а сейчас приведем простую схему. Выглядит она так: сначала экспертиза признает нарушение целостности архитектурного ансамбля и оставляет пару-тройку зданий на 90 тыс. кв. метров, а остальную застройку признает неподлежащей и ненадлежащей. Участок расчищается, а оставшиеся на пятне застройки точки, а именно вышеупомянутые казармы, «смахиваются» экспертизой 2014 года.
Мало того, что в Самаре дело обстоит хорошо с экспертизой, там и с планированием неплохо. На месте казарм уже спроектирован новый прекрасный квартал «Самара-центр». Глава Самары Дмитрий Азаров еще в 2013 году подписал постановление о проекте планировки квартала на территории бывшего 4-го ГПЗ (завод оказался на территории казарм), сообщает пресс-служба городской администрации. До 2021 г. здесь должны появиться современный жилой район, торгово-развлекательный центр, гостиница, общественно-деловая зона, школа и другие приятные и полезные вещи.
Городская идентичность
А один из важнейших элементов городской идентичности на этом фоне теряется. Да и что такое Александрийский полк в Самаре? Откуда бы ему там взяться? А вот откуда. В 1905-1912 гг. Российская империя осуществила серьезные преобразования в армии. Причиной к тому стали неудачи в русско-японской войне 1904-1905 гг. Поэтому и было принято множество правильных и полезных решений, в том числе внесли изменения в традиционную дислокацию войск: частично они были переведены с западных границ вглубь России. Как пишет В.В.Кольцов в статье «Александрийские гусары в Самаре (Публикуется по изданию: Неизвестная Самара. Сборник статей городской научной конференции 12 марта 2004 г. Самара, 2004. Стр. 20-31), в число перемещаемых войск Варшавского и Виленского военных округов вошли 5 пехотных и одна (5-я) кавалерийская дивизии, новым местом базирования которых стали Московский и Казанский военные округа.
Так в Самаре оказался 5-й Александрийский гусарский полк, названный так в честь императрицы Александры Федоровны, жены последнего российского императора Николая II. Для переведенных в Самару в конце 1910 г. - начале 1911 г. Александрийского гусарского полка и конно-артиллерийского дивизиона были построены специальные казармы (до 1920-х гг. называвшиеся «Гусарскими»), вошедшие в комплекс военных построек Самары вместе с военным городком, в советское время получившего название «Линдовский».
В.В.Кольцов описывает здания казарм следующим образом: «Казармы Александрийского гусарского полка представляли собой 2 протяженных по длине кирпичных здания, выполненных в упрощенном псевдорусском стиле, с фасадами, обращенными в сторону казенного трубочного завода (ныне завод им. Масленникова). Сбоку к ним примыкали казармы конно-артиллерийского дивизиона. Также на территории казарм размещался крытый манеж для выездки лошадей.
В казармах вместе с полковыми службами были размещены библиотека и полковой музей, в котором в качестве экспонатов было представлено большое количество портретов, рисунков с изображениями военных форм полка в разные царствования, фотографии, старинное оружие, а также документы по истории полка». А вот как описывает этот комплекс Министерство культуры Самарской области: «Согласно архивным документам, по завершении строительства комплекс включал в себя свыше 100 зданий различного предназначения (в числе которых две кирпичные трехэтажные казармы и 7 двухэтажных кирпичных домов; все остальные здания были кирпичными одноэтажными, каркасно-засыпными и дощатыми сараями, складами, конюшнями) общей площадью примерно 90 тыс. м кв. На территории были еще две столовые, гарнизонная гауптвахта и баня. Внутренние дороги были булыжными (одна центральная и отходившие от нее к складам) и грунтовыми. Здесь же располагались плац для строевых занятий, 4 трансформатора – для обеспечения освещения. Центрального отопления не было. Весь комплекс был окружен дощатым забором».
Во время Великой Отечественной войны на территории казарм разместилось эвакуированное из Москвы предприятие – некоторые цеха 1-го Московского подшипникового завода, созданного в 1932 г. Стремительное перемещение завода из Москвы в Самару потребовало значительной подготовки. Все делали быстро. Пространство между имевшимися зданиями закрывали крышей, которую клали на стены расположенных параллельно существующих сооружений, вдвое увеличивая площадь крытых сооружений. На территорию завода загнали несколько железнодорожных локомотивов со сношенной ходовой частью и использовали их топки и котлы как маленькую ТЭЦ.
Материальная память Самары, или 90 тысяч квадратных метров под новую застройку
Вот как пишет об этом периоде Министерство культуры Самарской области: «При сопоставлении результатов пообъектных натурных исследований и историко-архивных изысканий установлено следующее. Большая часть первоначальных построек комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа, возводившихся с 1896 г. по 1911 г., в последующее время была со временем либо полностью утрачена, либо коренным образом перестроена при размещении и функционировании завода по производству подшипников. Архитектурные достоинства казарменных построек при этом никем в расчет в то время не принимались. Не осталось практически ни одного здания, сохранившего свой первоначальный архитектурный облик целиком. При реконструкции зданий комплекса артиллерийских казарм изменению подверглись не только первоначальное объемно-планировочное решение, но и конструктивная схема здания».
Из этого пассажа вытекало многое для построек Линдова городка, но также явственно следует, что подвиг строителей второй мировой войны, которые сумели стремительно запустить завод на новом месте, сам по себе неинтересен. И уж точно не заслуживает никакой «материальной» памяти. Так прямо и написано: «Первоначальная объемно-пространственная композиция и территориальная целостность ансамбля построек Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа радикальным образом нарушены градостроительной ситуацией, развивавшейся последние 60 лет. Поэтому объединять 4 здания, сохранившие историко-культурную ценность, в ансамбль как вид объекта культурного наследия не представляется оправданным».
Ну, то есть, строители в 1941-45 гг. все испортили, мы ничего за памятники не признаем, а то что - на тот момент - признаем, это не ансамбль, а 4 отдельно стоящих здания, в том числе:
- Московское шоссе, литер Д, корпус № 6-7 – «Двухэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа»;
- Московское шоссе, литер Д, корпус №8 – «Трехэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа».
Вот что еще было в 2009 году: «В ходе исследовательских работ, выполненных в рамках проведения историко-культурной экспертизы, было установлено, что на территории бывшего ГПЗ-4 (ЗАО «СПЗ-4») расположены 43 заводских корпуса разного времени постройки, часть из которых сохранилась от комплекса строений Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа, датируемого периодом 1898-1911 гг.»
Сегодня все это великолепие (все 43 корпуса!) снесено, освободился участок примерно в 90 тыс. кв.метров в 1-2 км от набережной Волги. Ну и скажите теперь, какую историческую ценность представляют какие-то жалкие не то две, не то четыре казармы, расположенные в центре участка. Вот и экспертиза, проведенная в декабре 2014 года, показала, что и эти объекты уже никуда не годятся. По крайней мере, на госохрану их поставить экспертиза отказалась, чтобы это ни значило.
P.S. В проекте постановления Самарской области среди «отказников» значится также ансамбль Самарской площади – прекрасный комплекс памятников эпохи «сталинского неоклассицизма». Вслед за публикацией проекта в региональных СМИ немедленно появились сообщения о том, что областное «министерство культуры отменяет действие охранной зоны ансамбля застройки Самарской площади из-за решения об отказе во включении его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия» и «вносит изменения в приказ от 06.06.2012 № 8 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон"».
Ансамбль застройки Самарской площади после отказа во включении в госреестр на время сохранит статус выявленного объекта культурного наследия. Но поскольку требование об установлении зон охраны для выявленных памятников в новой редакции закона о наследии отсутствует, их незамедлительно отменяют, развязывая руки застройщикам.
Досье: В начале декабря «Хранители Наследия» сообщали об опасениях самарских градозащитников в связи с объявленным властями региона конкурсом на проведение государственной историко-культурной экспертизы на предмет включения выявленных объектов культурного наследия в госреестр. По данным самарской градозащиты, с 2012 года из 1000 выявленных памятников 600 лишились охранного статуса. Опасения подтвердились. Очевидно, что списки «отказников» будут пополняться, если федеральное Минкультуры, получившее еще в сентябре 2014 года официальное обращение от ЦС ВООПИК о «необоснованности и сомнительности» политики разжалования памятников в Самарской области, не пресечет эту практику.
Прокуратура Самарской области, со своей стороны, выявила недавно нарушения законодательства об охране культурного наследия аж на 794 объектах в Самарской области.
Все говорит о том, что деятельность уполномоченного органа охраны наследия в регионе, как и общая политика области в сфере сохранения культурного наследия созрели для серьезной проверки федеральными структурами.
На фото (chronograph.livejournal.com): экскаваторы ждут, когда постановление правительства Самарской области о лишении гусарских казарм охранного статуса перестанет быть проектом.