Спировский эпилог

10.06.2015
Спировский эпилог

“Хранители Наследия”

6 июня в поселке Спирово Тверской области было полностью снесено экскаваторами здание бывшей Успенской церкви Спировской киновии (небольшого монастыря, «филиала» Казанского монастыря в Вышнем Волочке), построенное по проекту известного русского архитектора А.С. Каминского. Наши коллеги, создатели градозащитного портала «Тверские своды», и вышневолоцкий краевед Денис Ивлев несколько лет отстаивали от сноса этот храм, перестроенный в советские годы, но сохранявший черты старинной архитектуры и благородного убранства фасадов. «Тверские своды» посвятили этому событию горький текст. Его следует не пересказывать, а именно перечитывать – поэтому мы его просто воспроизводим.

Можно безошибочно предсказать, какую линию будет проводить в случае каких-либо разбирательств региональный орган охраны наследия: здание не числилось памятником, а на нет и суда нет. Тверской области не в диковинку ни перестройка храмов XVIII века под гостиницу, ни гибель деревянных церквей в пожарах, ни массовое снятие памятников с государственной охраны. Однако сознательное и готовившееся в течение нескольких лет уничтожение здания бывшего храма, да еще и связанного с творчеством видного архитектора – случай, выдающийся даже на таком фоне. У Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области был шанс спасти бывшую Успенскую церковь в Спирове, но региональный госорган воспользовался им с точностью до наоборот, отказав в 2011 году градозащитникам и экспертам в постановке ее под госохрану.

Если федеральное Минкультуры надумает когда-либо вновь проверять исполнение тверским региональным госорганом переданных полномочий по госохране культурного наследия – хочется верить, что «спировский кейс» будет все-таки расследован. А пока что руководитель госоргана получил заслуженную награду…

Но – слово «Тверским сводам»:

spir1.jpg

«Спировский эпилог

В минувшие выходные в Спирове случилось давно ожидаемое событие, в неизбежность которого не хотелось верить. Полностью уничтожена Успенская церковь Спировской киновии Вышневолоцкого Казанского монастыря (1878). Полностью уничтожен лучший памятник деревянного зодчества в поселке и единственный сохранявшийся в России образец деревянного храма проекта известного московского архитектора Александра Степановича Каминского.

По этому поводу было сломано уже много копий, агония здания затянулась на пять лет (мы писали об обстоятельствах этого дела ранее). К судьбе храма подключались многие «сильные мира сего», в том числе губернатор Дмитрий Зеленин, епископ Бежецкий Филарет (который клялся, что не допустит тут ничего, кроме храма), а уж счет депутатов, глав и деятелей культуры из района, области и столицы мы не ведем. Все оказалось тщетно.

Все это время наш коллега, краевед из Вышнего Волочка Денис Ивлев пытался в своих публикациях донести до умов провинциалов, какая ценность погибает у них буквально под носом. Но это, определенно, не помогло. Как сейчас помню совещание в главном управлении по госохране объектов культурного наследия Тверской области (в 2010 году), на котором тогдашний глава Спировского района Виктор Юдин с пеной у рта отстаивал, что он лучше всех понимает, что нужно и что не нужно сохранять. «Это – не Микеланджело», - заявил он тогда, как отрезал. Ну, по такой логике, в России можно ломать все. У нас действительно нет архитектуры великого флорентийца. И где теперь тот Юдин – а дело его, увы, живет.

Как живет и процветает дело Главного управления по госохране, которое тогда отказало в постановке здания на государственную охрану. Были собраны все документы, лучшие специалисты, архитекторы, историки объединились, чтобы донести до чиновников ценность здания. Это был беспрецедентный случай общественной инициативы, все было сделано по закону, и по закону, приняв экспертизу, Главное управление должно было автоматически причислить церковь к выявленным памятникам. Но оно этого не сделало. Если инициаторы имеют еще силы, они могут подать в суд и выиграть, учитывая, что Главное управление с судами не дружит и дружить не желает. В любом случае, тогда тверская градозащита только начиналась, многое было непонятно. 

Спирово – район маленький. Административным нажимом, тихой сапой руководству района удалось развалить небольшой кружок энтузиастов и бизнесменов, готовый своими силами поправить пострадавшее от пожара здание, законсервировать его и спасти. Как известно, на охрану как объект культурного наследия церковь так и не встала. ГУ быстро сообразило, что сидение на одном месте ровно – самая правильная тактика, и «похоронила» поданные документы для ее постановки на государственную охрану (включая экспертизу, подготовленную Г.К. Смирновым и проект зон охраны, разработанный Т.Н. Тумановой). Дело было еще при прежнем начальнике ГУ В. Климченко (кстати, назначение сегодня, 9 июня, из и.о. в «настоящие» начальники М.Ю. Смирнова произошло в день поистине знаменательный по части гибели уникального наследия – воистину, тут не бывает случайностей…). Конечно, мы будем надеяться, что это просто совпадение, что постановка на охрану других уникальных объектов, которые еще можно поставить, произойдет. Ну а Министерству культуры РФ, которое одобрило кандидатуру Смирнова после долгих его усилий, хочется сказать, что иногда безрыбье бывает лучше, чем свистящий на горе рак. Но там люди статусные - знают, что делают...

В общем, в Спирове больше нет самого старого храма, с которого по сути, начался поселок как нечто отличное от станции. Денис Ивлев, фото которого мы публикуем, написал на своей страничке в соцсетях что-то вроде призыва к покаянию жителей Спирова. Но, кажется, тут сбывается евангельское: «не давайте святыню псам и бросайте жемчуга вашего перед свиньями». За пять-то лет все уже было сказано. Поставят часовню на этом месте – спасибо. Это хотя бы будет знаком уважения к своим предкам. Но опыт последних лет показывает, что будет там всего скорее парковка или торговый центр, в лучшем случае сквер или детская площадка. У нас нынче другие боги».

spir4.jpg

Досье. По проекту знаменитого в своё время московского архитектора Александра Степановича Каминского в Вышневолоцком уезде Тверской губернии были построены два здания – Казанский собор Вышневолоцкого Казанского монастыря и Успенская церковь в Спирове. В начале 1877 г. Каминский проектирует для Казанского монастыря в Вышнем Волочке здание нового Казанского собора. В это же время на станции Спирово Николаевской железной дороге начинается строительство деревянной церкви для новой Успенской киновии.

Проект церкви был составлен Каминским в 1877 г. Его несомненное участие в проектировании храма доказывает не только стиль оформления здания, выразившийся в стилизованных резных наличниках и карнизах, но и резолюция епископа Тверского и Кашинского Алексия на прошении монахини Досифеи: «По усматриваемой из сообразности хорошо составленного архитектором Каминским проекта на деревянное строение дома с церковью объявить разрешение и возвратить рисунки к неотложному исполнению». Освящение новой деревянной церкви произошло 2 апреля 1878 г.

spir2.jpg

О том, как она выглядела, можно узнать из описи: «Успенская домовая при кельях церковь – деревянная, на каменном фундаменте, тёплая, об одном престоле, крытая железом, снаружи обита тёсом и окрашена, а внутри оштукатурена и выбелена. В церкви справа и слева устроены на четырёх каменных столбах хоры. Посреди церкви выше кровли устроена на осмерике трибуна (барабан главы – Ред.), крытая белым глянцевым железом с позлащённым крестом. В трибуне повешено пять колоколов, весом до 20 пудов. Кровля церкви выкрашена медянкою снаружи; стены – светло-шоколадною краскою с резьбою и украшениями».

После закрытия Казанского монастыря в 1924 г. Спировская киновия просуществовала недолго. Сначала храм стал приходским, а в 1933-1934 гг. он был закрыт властями. В 1934 г. в здании церкви разместилась школа, с храма был снят купол, а к алтарю была пристроена кладовая. В последние годы в бывшем храме размещалось Спировское РОНО.

spir3.jpg

В мае 2010 г. здание пострадало от пожара, после чего постепенно разрушалось и растаскивалось на стройматериалы. Местные власти отвечали отказом на призывы краеведов его сохранить, а тверское управление госохраны памятников в 2011 г. отказалось, несмотря на выполненную аттестованными специалистами историко-культурную экспертизу, включить его в списки выявленных объектов культурного наследия.

Фото: Денис Ивлев, “Тверские своды”.

На главную