Сроки не сорвали, халтуры не выдали
В феврале 2015 года «Хранители Наследия» рассказали о начале реставрации псковского храма Сергия с Залужья. Спустя всего восемь месяцев с небольшим памятник, 70 лет дожидавшийся восстановления после разрушений времен Великой Отечественной войны, торжественно открывают после реставрации.
Ирина Голубева,
искусствовед, председатель Псковского областного отделения ВООПИК
«- Нет, строить церковь в центре города мы не будем!
- Я буду жаловаться.
- Жалуйтесь куда хотите, хоть на луну.
Таков был итог аудиенции у председателя Псковского облисполкома.
Обратилась я к нему, получив у нижестоящих чиновников
отказ от финансирования реставрации
памятника псковской архитектуры –
бывшей церкви Сергия с Залужья.
С тех пор прошло почти двадцать лет…»
Из статьи Н.С. Рахманиной
«О судьбе русского архитектурного наследия». 1994 г.
С тех пор, как Наталья Сергеевна Рахманина, псковский архитектор-реставратор, добивалась финансирования для сохранения аварийного памятника, прошло уже сорок с лишним лет. На сорок первом году от начала реставрации церкви (1973), в преддверии юбилея – 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Министерство культуры России выделило средства на продолжение реставрации памятника.
Излишне говорить, что проектную документацию надо было делать заново, и, разумеется, в немыслимо кратчайшие сроки. Церковь, «недореставрированная» сорок лет назад, требовала не только расчисток руинированной кладки и подклета, населенного бомжами (что не предусмотрено никакими сметами на проектные работы), но и полного комплекса исследований, которые, по условиям контракта, приходилось вести зимой, при минусовой температуре, когда отказывают обмерные приборы. Реставраторы поколения 1970-1980-х, еще успевшие поработать с Натальей Сергеевной, с послевоенным поколением псковских архитекторов, сроки не сорвали и самое главное – халтуры не выдали. Переохлаждение, болезни и бессонные ночи не в счет.
Церковь Сергия с Залужья. Вид с юго-востока. 2011 год. Фото В. Никитина
Старинная история
Памятник, которому «повезло» быть сохраненным – самая маленькая средневековая церковь Пскова. Известный исследователь древнерусского зодчества, доктор исторических наук Владимир Валентинович Седов считает церковь Сергия с Залужья последним памятником в истории псковского средневекового зодчества, обладающим особой выразительностью: в нем сознательно сочетаются все признаки традиционного псковского типа и вместе с тем - заложены тенденции развития нового варианта храма.
В архитектурной композиции церкви все подчеркнуто узнаваемо: восьмискатный четверик, знакомый по иконописным изображениям, точный в пропорциях, лепной на взгляд и на ощупь. Одноглавие, три алтарные апсиды, ломкие линии притвора и легкий бегущий декор, белый на белом, оттененный впадинками. Рукотворная, пронизанная светом звонница, застывшая в ожидании колокольного звона. Удивленную радость вызывает глава, покрытая керамическим муравленым лемехом – зеленая полива разных оттенков сверкает драгоценными бликами. Все типы этих лемехов были найдены в завалах вокруг церкви. Сегодня это единственная в Пскове керамическая церковная глава, хотя известно, что в XVII столетии такое покрытие было распространено на псковских храмах.
Церковь Сергия с Залужья. Восточный фасад. Фото около 1914 г.
Маленькая монастырская церковь была построена, как считают исследователи, в 1593 году, в монастыре преподобного Сергия, переведенном под защиту городских стен из «загородья» перед осадой Пскова войском короля Стефана Батория в 1581 году. Уже после войны для строительства каменной церкви монастырь взял в долг под расписку, по приказу государева воеводы В.Ф. Сабурова, князя М.С. Туренина, дьяка И. Шелепина «государевы извести двести бочек на церковное дело к Сергию Преподобному».
В начале XVII века монастырь скромно существовал на средства немногих вкладчиков, владел торговыми лавками на Псковском торге, в рядах: суконном, соляном, сурожском. Кроме того, в городской черте и за городом у монастыря было несколько огородов в совладении с другими псковскими монастырями. Над входом в кельи настоятеля находилась самая большая ценность - золотофонная икона праздничного чина: «Рождество Христово», «Преображение», «Успение», «Воскресение Христово», в келье - богослужебные книги и чернильные орешки, что особо отмечается в монастырских описях. Остальное имущество монашествующих было ветхим и скудным.
Событие середины XVII в. изменило статус Сергиевского монастыря: из рядовой обители, каких было много в Пскове и окрестностях, монастырь стал носителем сакральной ценности – чудотворной иконы Богородицы Одигитрии.
Икона из часовни Владычного Креста. 1748 г. (Псковский музей-заповедник). Фрагмент. В центре - храм Сергия с Залужья.
5 февраля 1650 г., отмечает «Указатель достопамятностей г. Пскова» А. Князева (1858), инок монастыря Антоний перенес из своей кельи в церковь Сергия икону Богородицы Одигитрии, которая источала слезы из правого ока. Предостерегающее знамение подтвердилось начавшейся 18 февраля «междоусобной бранью»; 11 мая знамение подтвердилось вторично, его видел священноинок Антоний, «тогдаже и мнози видеша». На следующий день явление слезоточения от иконы повторилось.
Прекращение междоусобной брани, известной в истории как Псковское восстание 1650 года, церковное предание относит к воздействию этой иконы. Сергиевский монастырь стал особо почитаемым, в память о столь знаменательном событии были созданы молитвы и в церкви, еще в начале XX в., на одном из столбов находился свиток с изложением чуда.
К концу XVII в. благосостояние монастыря улучшилось настолько, что хватило средств на обновление иконостаса и церкви: построен новый притвор, крыша с восьмискатной заменена на четырехскатную, что повлекло повышение барабана, увенчанного лемеховой керамической главой с кованым ажурным крестом.
Однако в начале царствования Петра I мужской Сергиевский монастырь был упразднен, а в эпоху Екатерины II, в 1764 г., Сергиевский храм обращен в штатную приходскую церковь. 20 февраля 1785 г. архиепископ Псковский и Рижский Иннокентий (Нечаев) благословил псковского купца Ивана Яковлевича Постникова на устройство к церкви Сергия с Залужья теплого придельного храма во имя Преподобного Никандра Псковского на собственные средства. В первой половине XIX в. церковь поддерживалась на средства прихожан, среди которых были прямые потомки строителя Никандровского придела, но через сто лет, в 1885 году, потребовались срочные меры к восстановлению церкви. Псковский губернатор, председатель приходского попечительства, Михаил Борисович Прутченко и его жена пожертвовали на восстановительные работы 5600 руб.
Авторство в осуществлении восстановительных работ исследователи приписывают архитектору Александру Ивановичу Борщову (1834 - после 1890 г.). Он вывел церковное здание из аварийного состояния, под его контролем производились ремонтные работы, в том числе и реставрация иконостаса. Фактически это была первая реставрация древнего здания, которая спасла его от полного разрушения. Согласно старинной рукописи «Исторические сведения о псковских церквах», под руководством и при участии А. И. Борщова в 1885 г. «церковь эта упрочена в частях», для чего была произведена серьезная инженерная работа с использованием чугунных рельсов, кирпичных арочных конструкций, подпирающих своды подклета; «под полом подклета проложены металлические балки, такие же появились в четверике; вся северная стена и венчавшая ее звонница вновь выложены из кирпича», в прежних параметрах; перестроен и укреплен вход в подклет. «Ремонту подверглась и глава, разрушившаяся черепица заменена новой, любовно изготовленной по старым размерам, однако отличающейся от древней как тестом, так и цветом поливы». «Стены скреплены железными связями», сохранявшимися до 1970-х гг.
Ранее в научной литературе этот цикл реставрационных работ приписывался отцу русской реставрации, академику архитектуры Петру Петровичу Покрышкину, но следует отметить, что Покрышкину в 1885 г. было только 15 лет, на что не обращали внимания наши ученые, заслуженно очарованные его личностью и самоотверженной работой по изучению и сохранению памятников Отечества. Однако и Петр Петрович оставил свой след в деле сохранения Сергиевской церкви: в 1917 г., официально занимаясь организацией ремонтов и регистрацией технического состояния памятников, он оставил указания для очередного ремонта церкви Сергия, технологии крепления и сохранения керамического лемеха главы.
Годы разрушений
Церковь Сергия с Залужья. Вид с юго-востока. Фото 1941 г., периода немецкой оккупации Пскова (архив города Марбурга, Германия).
В 1944 г., во время освобождения Пскова советскими войсками от фашистских оккупантов, в алтарную часть храма попала бомба. Это стало началом утрат церковного здания. В 1945 г. рухнули своды, барабан и глава, крытая зеленым поливным керамическим лемехом. В 1947 г. группой аспирантов МАрхИ выполнен обмер руин, еще сохранявшихся остатков звонницы.
Церковь Сергия с Залужья в 1947 г. Вид после попадания авиабомбы.
Первые противоаварийные работы были проведены в 1953 г. – руины покрыты временной кровлей, а вскоре гибнущий памятник уже являлся предметом научных исследований. В 1960 г. церковь Сергия с Залужья поставлена на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.09.1960 г. № 1327 как памятник архитектуры республиканского значения.
Но на судьбах памятника новый статус не отразился, динамика его разрушений нарастала, помимо природных факторов, и за счет варварского использования местными жителями, устроившими в Никандровском приделе гаражи с ремонтными ямами и превратившими четверик в свалку мусора и отходов высотой до 2-х метров. Только в 1967-1969 гг. удалось начать разборку послевоенных завалов, после чего архитектор-реставратор Н.С. Рахманина исследовала вскрытые фрагменты церкви и разработала эскизный проект реставрации памятника.
Общий вид храма с северо-востока в 1970 году, перед началом консервации. Фото С. М. Морозова
Как писала впоследствии Н.С. Рахманина, «в процессе проведения консервационных работ, при расчистке каналов связи, был найден «пенал», а в нем 53 грамоты, давшие автору возможность уточнения датировки создания церкви. Частично были реставрированы отдельные детали и фрагменты кладки четверика, его покрытие, словом, работа была произведена значительная. Осуществленная консервация храма выполнена в натуре лишь до отметки барабана, что хотя и спасло памятник от дальнейшего разрушения, но лишило его многих эстетических достоинств». Однако эти работы были прекращены в 1973 г. по причине отсутствия финансирования, и церковь вновь оказалась заброшенной, медленно превращаясь в руинированный общественный туалет, который оставался таковым еще сорок лет. Незначительные попытки очередного восстановлению памятника в 1990-1994 гг. были прекращены на стадии возведении стен Никандровского придела, вскоре вновь полуразрушенного.
Церковь Сергия с Залужья в 2011 году. Фото В. Никитина.
В рекордно короткий срок
В конце 2014 года некоей организацией, выигравшей конкурс на производство ремонтно-реставрационных работ по церкви Сергия с Залужья, была начата реставрация памятника. Проект, разработанный псковскими архитекторами-реставраторами В. Е. Никитиным и Г. С. Гофман, включал в себя как проект Н.С. Рахманиной 1970 года, так и новые историко-архитектурные и археологические данные.
Церковь после реставрации 2015 г. Вид с востока. Фото В. Никитина.
Я намеренно не называю эту организацию, но не в целях нежелательной рекламы, а в целях нежелательной для нее антирекламы. Имея лицензию на производство реставрационных работ, ресурсом специалистов организация не располагала. Впрочем, эта практика у нас повсеместна, и результаты такой «реставрации» тоже налицо. Кадровых специалистов давно уже нет в этой сфере. В Пскове с 1946 г. была организована реставрационная мастерская, все сохраненные памятники города – ее работа. Но сегодня специальных бригад нет, а последние мастера не участвуют в конкурсах Министерства культуры. Наши памятники «реставрируют» «гастарбайтеры» из разных концов необъятной страны, а также сопредельных стран бывшего СССР. Понятно, что это люди, не имеющие ни профессионального образования, ни представления о местных приемах обработки камня-известняка, тески, обмазки, установки опалубок, и всего прочего, что называется в учебниках и на практике реставрацией. Люди, которых держат в «черном теле», плохо оплачиваемые, часто выпивающие и бросающие работу, безответные и безответственные маргиналы. От их работы (а не от надсмотрщиков), зависит реставрация церкви с четырехсотлетней историей в фантастически нереальный срок, назначенный Министерством культуры РФ.
Верх храма после реставрации 2015 г. Фото В. Никитина.
Архитектор-реставратор, принявший на себя авторский надзор, отвечающий за качество (!) работ и сохранность памятника оказывается между жерновами Министерства культуры и той безумной системы, где подрядчик кое-как работает «тупо по проекту» или «тупо по смете», неумелыми ручками. Весь период реставрации церковь Сергия с Залужья несла на себе эти противоречия. О них надо бы писать мемуары для пользы поколений.
Теперь вам, уважаемые читатели, понятно, что маленькая церковь в городе Пскове, реставрированная меньше, чем за год, сохранена не благодаря счастливому для нее юбилею преподобного Сергия Радонежского (их было несколько, пока церковь погибала), а вопреки диким условиям, в которых проходит сегодня реставрация объектов культурного наследия.
Церковь после реставрации 2015 г. Глава из керамического лемеха. Фото В. Никитина.
Фото: предоставлены автором статьи