Суд уполномочен сохранить
В последние недели мы, следуя суровой реальности, вынуждены были рассказывать, как застройщики наших градов и весей добиваются отмены охранных статусов зданий с помощью судебных решений. Но сегодня мы рады поведать о восстановлении охранного статуса по решению суда.
В материале «Суд уполномочен исключить» шла речь о судебной расправе со статусом выявленного объекта наследия – Полежаевского пансиона в Уфе. У Арбитражного суда Республики Башкортостан по этой части серьезная практика – в 2018 году то же самое было проделано с уфимскими домами Тихониных и Шепелевых.
Однако пример дома Шепелевых в Уфе оказался позитивным, по крайней мере по состоянию на сегодняшний день. Потому что на уфимский суд нашлась управа в другом суде.
Нерушимый союз застройщика и епархии
12 марта 2019 года, по сообщениям уфимских СМИ, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Челябинске отменил принятое в декабре 2018 года решение Арбитражного суда Башкирии, которое лишало дом Шепелевых в Уфе (ул. Бехтерева, 4) статуса выявленного объекта культурного наследия. Апелляцию подавало Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, приказы которого были отменены судом предыдущей инстанции.
Застройщики территории, прилегающей к Сергиевской церкви 1868 года в Уфе (ООО ТСК «Дружба»), не скрывали планов снести этот дом. По соседству «Дружба» возводит новый жилой комплекс высотой до 35 этажей (!), а ожидавшееся внесение выявленных памятников (Сергиевской церкви и дома Шепелевых) в госреестр в качестве объектов регионального значения обещало появление вокруг них защитных зон.
Дом Шепелевых тесно связан с историей православия в Уфе, с именами Патриархов и известных иерархов ХХ века, однако епархия его не защищала. Напротив, по сообщениям уфимской прессы, она называла его на своем сайте «варварски перекроенным объектом», который не жаль снести.
Как сообщалось, на месте дома Шепелевых застройщик, по согласованию с епархией, обещал построить бесплатный детский образовательный и женский кризисный центр.
Примечательно, что представитель ООО ТСК «Дружба» Иван Зорин, комментируя решение суда в Челябинске, говорит как бы и от имени прихода:
«На сегодняшний день его (дома Шепелевых – Ред.) историко-культурная ценность никем не подтверждена, а плачевное состояние угрожает соседним постройкам. Дальнейшее включение дома в перечень памятников культурного наследия является просто абсурдным и нарушает планы Сергиевской церкви. Храм планирует построить на собственной территории воскресную школу… Нам как жителям города неприятно, что подобные действия чиновников в итоге нарушат первоначальный замысел архитекторов по созданию общественного пространства вокруг Сергиевской церкви за счет средств застройщика, который поддержали Уфимская епархия и администрация города. В последнее время много говорят о благоустройстве общественных пространств, а на деле чиновники занимаются вредительством».
Застройщик планирует подать кассационную жалобу на это решение суда, так что история не кончена.
Иск о снятии храма с госохраны
Альянс епархии и застройщика тем более трогателен, что в иске, поданном в мае 2018 года, ООО ТСК «Дружба» просило Арбитражный суд Башкирии отменить охранный статус не только дома Шепелевых, но и самой Сергиевской церкви. Что, кстати, немедленно вызвало в городе толки о намерении снести и ее. Конечно, в таких намерениях никто и никогда не признается, но факт подачи именно такого иска остается фактом.
13 декабря 2018 года республиканский Арбитражный суд сохранил статус выявленного памятника за храмом, но отменил его для дома Шепелевых.
Как сообщалось по итогам суда, в иске говорилось о нарушении региональным госорганом охраны памятников порядка включения обоих объектов в перечни выявленных в 2004 и 2017 годах и невозможности строительства на прилегающей территории в случае их включения их в Единый госреестр памятников.
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (Башкультнаследие) выступило 20 декабря 2018 года с официальным заявлением:
«Оба здания находятся на государственной охране с 1992 года... В ходе судебного разбирательства какие-либо судебные историко-культурные экспертизы по делу не проводились, заключения экспертов, обладающих специальными познаниями в области охраны объектов культурного наследия, относительно исторической и архитектурной ценности объектов, в суд не поступали.
Судебное рассмотрение касалось процессуальных моментов выявления объектов культурного наследия с 1992 года. Историческая и архитектурная ценность объектов судом не рассматривалась. Решение суда принималось по формальным признакам».
Охранный госорган напоминал также, что «в марте 2018 года в адрес Управления поступили обращения Уфимской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) о включении «Сергиевской церкви» в единый реестр и разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия. Впоследствии все обращения были отозваны».
Управление также сочло необходимым «отметить, что проведение строительных работ возможно только при наличии разработанного и согласованного раздела обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Однако, несмотря на активное строительство в непосредственной близости от Свято-Сергиевского соборного храма, по состоянию на 20 декабря 2018 года указанный выше документ в Управление не поступил».
Так что застройщику, скорее, подошла бы в суде роль ответчика. Но он выбрал активную позицию.
Еще в мае 2018 года республиканский Арбитражный суд по требованию ООО ТСК «Дружба» запретил Башкультнаследию вносить церковь и дом в реестр памятников регионального значения.
Надо полагать, что эта «обеспечительная мера», как и сама подача судебного иска в мае, была реакцией застройщика на публикацию Башкультнаследием 24 апреля 2018 года Акта государственной историко-культурной экспертизы (госэксперт Л. Токменинова) с положительным заключением о внесении дома Шепелевых в Единый госреестр объектов культурного наследия.
В мае 2018 года представители застройщика поясняли в печати, что не сомневаются в статусе Сергиевского храма как объекта культурного наследия. Оспаривались-де нарушение порядка включения объекта в реестр и «поспешность, с которой это делается без учета территории вокруг».
Вместо послесловия
Что ж, можно только приветствовать мартовское решение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в Челябинске, дающего шанс дому Шепелевых – выжить, а Сергиевской церкви – сохранить хотя бы фрагмент исторического окружения.
Надеемся, что столь же объективно Восемнадцатый апелляционный суд разберется и в судьбе Полежаевского пансиона. Дело должно слушаться 19 марта 2019 года.
Нельзя не отметить и похвальное упорство госоргана охраны памятников Башкирии, отстаивающего правоту своих решений и интересы уфимских памятников в судебных инстанциях.
Досье (по материалам Башкультнаследия).
«Дом при Сергиевской церкви (Дом Шепелевых)» построен между 1883 и 1897 годами. Фасады здания сохранили первоначальное богатое декоративное убранство. Здание является образцом деревянного зодчества конца XIX – начала ХХ веков в стиле эклектики с применением стилизованных элементов классицизма.
Дом является объектом культурного наследия, расположенным в едином историко-архитектурном комплексе с Сергиевской церковью. Он был выявлен и поставлен на государственную охрану в 1992 году.
Дом Шепелевых представляет собой деревянный дом с каменным цокольным этажом и мезонином. Юго-западный и северо-западный фасады здания хорошо сохранились. На обоих фасадах в одной вертикальной оси расположены лучковые окна с наличниками. Окна первого этажа имеют ставни. Наличники окон с прямоугольными сандриками, которые украшены деревянными резными накладными деталями. Наличники мезонина имеют накладную ажурную резьбу. Оба фасады здания имеют также различный по рисунку накладной деревянный декор – пояса из растительных узоров, деревянные консоли, накладные деревянные розетки в виде цветка (солнца), деревянную ветреницу с пропильным узором. Угловая обшивка решена в виде стилизованных пилястр. В части помещений здания сохранились потолочные розетки и многопрофильные потолочные тяги.
Дом принадлежал известному уфимскому живописцу Петру Ивановичу Шепелеву, расписавшему заново главный кафедральный храм Уфимской губернии – Воскресенский собор. Шепелев жил в комнатах первого этажа, а в мезонине у него была художественная мастерская. Шепелев занимал должность церковного старосты Сергиевской церкви.
Это единственный дом в Уфе, где побывали в разное время иерархи Русской Православной Церкви. Дом при Сергиевской церкви посещали будущий патриарх Алексий (Симанский), будущий патриарх Пимен (Извеков), владыка Мануил (Лемешеевский), владыка Иоанн (Снычёв) (будущий митрополит Петербургский и Ладожский), игумен Таврион, архимандрит Иосиф, о. Моисей, игумен Пантелеймон (Степаненко, духовник Уфимской епархии) и другие священнослужители.
Фото: Кристина Абрамичева