Тарскую реставрацию переделывают на ходу

Тарскую реставрацию переделывают на ходу

20.09.2016
Тарскую реставрацию переделывают на ходу

Общественная борьба за достоверность реставрации старейшего каменного здания Омской области – Спасского храма 1776 года в городе Таре – привела-таки к некоторым позитивным результатам. На объекте сменен подрядчик, и он по ходу процесса исправляет ошибки своих предшественников. Или, по крайней мере, переводит ситуацию с памятником из плоскости явного произвола в область реставрационной гипотезы «по аналоги».

Летом 2016 года «Хранители Наследия» рассказывали о претензиях тарской общественности,  в первую очередь Историко-краеведческого центра «Тарский уезд», к работам на памятнике. «Реставраторы» по собственной инициативе, вопреки проекту, разобрали два яруса подлинных венчающих восьмериков храма под предлогом ветхости. И построили вместо них новые, абсолютно не соответствующие историческим. Затем на памятнике «сибирского барокко» начали сооружать новые балконы и новую монументальную лестницу в верхний храм. Эти работы продолжились и при новом подрядчике - ООО «Реставратор» из Великого Новгорода, что заставило общественных активистов направить целый веер новых тревожных обращений – от В.В. Путина до региональных органов власти.

tara1.jpg

В начале осени 2016 года, судя по отчетам омских СМИ, реставрационные работы уже приближаются к финишу. Как сообщается, ремонтно-реставрационные работы ведутся по ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)». Проектную документацию, одобренную историко-культурной экспертизой, разработало ООО «Реставрационный проект» (Москва). В 2015 году на основании госконтракта от 25 декабря 2014 года работы на объекте вела московская строительная фирма «РЕМСТРОЙ», которая совместно с представителями авторского надзора и приняла решение о демонтаже венчаний храма, чего не предусматривал проект.

С 2016 года работы на объекте ведет ООО «Реставратор» из Великого Новгорода, на основании государственного контракта от 25 декабря 2015 года. СМИ описывают происходящее так: «Новый подрядчик должен исправить ошибки предшественника и вернуть собору исторический вид. В настоящее время строители установили на храм строительные леса. В начале сентября продолжалось восстановление декора в кирпичном варианте путем вычинки кирпича. Кроме того, демонтировали и кровлю барабана, чтобы заново восстановить ее прежнюю форму».

tara.jpg

Архитектор-реставратор Олег Царев поясняет, что декор восьмериков будет точно таким же, каким он и был: «Это называется воссоздание по аналогам — абсолютно рабочий реставрационный процесс. Кроме того, мы расширили оконные проемы до исторических параметров и поставим сюда новые окна».

Как подчеркивается, «всего на здании храма строители использовали 12 тысяч специально обработанных кирпичей — вживленных в старую кладку и выпиленных по определенной форме».. Реставратор Царев добавляет: «Есть только 8-10 элементов, которые мы отливали — это декор окна, но все остальное — из кирпича, а не из какого-то прилепленного гипсокартона или пенопласта».

Что же касается новой лестницы в верхний храм, реставраторы уверены, что она существовала изначально (они считают, что обнаружили остатки ее фундамента), но не сохранилась. Поскольку внешний облик ее неизвестен, «за основу был взят аналогичный пример из Тобольска». Олег Царев подчеркивает, что «в проекте это крыльцо и лестница были, и я не отступаю от проекта ни на шаг».

В верхнем храме реставраторы сохранили исторический деревянный пол из лиственницы, «в стене заделали гигантскую сквозную трещину, на колокольне зальем пол, который одновременно будет ребром жесткости».

Фото: ИА«ОМСКРЕГИОН»

На главную