Тевтонский орден за колючей проволокой
Средневековый Тевтонский замок в городе Гвардейске (Калининградская область) в очередной раз пытаются сделать доступным не только для сотрудников пенитенциарной системы и заключенных, но и для туристов. В декабре 2015 года Общественная палата региона намерена провести на эту тему специальные слушания.
В настоящий момент времени замок находится на закрытой территории «учреждения» ФСИН, исправительной колонии № 7. Попытки его «открыть» продолжаются уже несколько лет, с разной степенью интенсивности в них участвуют инициативные жители города, руководители исправительной колонии, областное руководство, московские чиновники и даже заграничные инвесторы. Однако все упирается в финансы.
Первое упоминание о прусском поселении Тапиау (Tapiow) относится к 1255 году. Крепости возводили сначала деревянные, а в 1351 году Тевтонский орден построил здесь каменный замок. В судьбе ордена эта постройка играла значительную роль, достаточно сказать, что именно в ней хранился архив в течение 250 лет (в 1469-1722 гг.). В дальнейшем замок использовался и как дом призрения, и как больница, и как тюрьма. Так что во времена, например, Веймарской республики способ посещения замка был таким же, как и сейчас.
Зато в советские времена наличие забора с колючей проволокой вокруг замка уберегло его от «растаскивания». Представитель общественной организации «Фортификационные сооружения Калининградской области» Альберт Адылов в интервью интернет-изданию «Взгляд» сравнил послевоенную судьбу двух замков бывшей Восточной Пруссии: «Рагнит на Немане и Тапиау в Гвардейске. Рагниту не повезло, он не стал тюрьмой, и потому там сначала снимали фильмы, например «Двадцать дней без войны», а после местный люд стал растаскивать его на кирпичи. Теперь там руины. А вот в Гвардейске сначала действовал следственный изолятор для военных преступников, а потом на подворье замка разместилось исправительное учреждение. Это его и спасло. Вы бы видели, какие в Тапиау барельефы тевтонской эпохи сохранились!»
Хотя здание замка уже не используется колонией, «простаивание» не идет ему на пользу. «На сегодняшний день замок законсервирован, – констатирует глава Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области Евгений Маслов. - Еще несколько лет назад из замка были выселены и заключенные, и персонал. Но надо понимать, что от времени лучше становится только коньяк. А здание ветшает и нуждается в реставрации».
С тем, что решение у этой проблемы одно – переселить колонию – согласны все. Обсуждаются два потенциальных адреса: построить колонию рядом с имеющейся или расширить другую колонию. Оба проекта связаны с серьезными инвестициями, называются суммы от 1 до 4 млрд рублей.
Если передача замка городу все-таки состоится, в нем предполагают открыть музейный комплекс с гостиницей, ресторанами, яхтенной стоянкой и сделать его центром международного туризма.
Досье. Проект создания туристического комплекса в замке Тапиау обсуждали в Калининграде еще в 2010 году. Тогдашний губернатор области Георгий Боос предлагал комплексное решению тюремного вопроса: вывести колонию в Гвардейске и две тюрьмы в Калининграде за городскую черту, замок сдавать в аренду, земельные участки в Калининграде продать, а на вырученные деньги построить новую тюрьму. Руководство регионального УФСИН уже тогда было готово вывести колонию общего режима №7 с территории замка Тапиау «при предоставлении равноценного помещения».
Сменивший Бооса на посту губернатор Николай Цуканов поддерживал идею передачи замка в региональную собственность: «Будет замок, будет туризм, это может стать не основой, но доходной частью бюджета».
В 2013 году СМИ сообщали даже о заседаниях специальной рабочей группы в Москве, интересе европейских инвесторов к проекту восстановления замка и его и приспособления под туристические цели, а также о «хороших перспективах» получения грантов Евросоюза.
Единственное существенное отличие тогдашних и нынешних разговоров об освобождении средневекового памятника из тюрьмы – цена вопроса: если в 2011 г. речь шла об 1 млрд руб., то теперь как минимум о 4 млрд.
Пока реализация конституционного права на доступ к культурным ценностям поднимается в цене, туристы ходят смотреть на замок через тюремный забор.