Трактир заказывали? А крепость не хотите ли?
Управление Минкультуры РФ по Приволжскому федеральному округу начало проверку в связи с сообщениями о планируемом строительстве трактира на территории мемориальной пушкинской усадьбы в селе Большое Болдино (Нижегородская область). Согласно сообщению «Интерфакса», поводом для проверки стало обращение представителя нижегородского градозащитного движения "СпасГрад" Анны Давыдовой. По ее сведениям, проект строительства 2-этажного капитального здания "трактира пушкинской поры" еще в ноябре 2014 года был согласован Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области – несмотря на то, что законодательство запрещает строительство капитальных зданий на территории объектов культурного наследия.
По нашей информации, 5 февраля 2015 года в Нижнем Новгороде состоялось заседание Общественного научно-методического совета по сохранению наследия при областном Управлении госохраны памятников. В числе прочих в повестке дня был вопрос о возможности размещения "трактира пушкинского времени" на территории музея-заповедника в Большом Болдине. Конечно, более чем странно, что Управление сначала санкционирует строительные планы, а через несколько месяцев выносит их на обсуждение своего же экспертного совета. Возможно, надежда была на то, что эксперты одобрят проект задним числом, но не тут-то было: научно-методический совет идею не поддержал, в связи с очевидным противоречием проекта нового строительства федеральному законодательству. По ходу обсуждения выяснилось, что проект даже не проходил историко-культурную экспертизу. В результате заказчикам и авторам рекомендовали привести проект в соответствие с законом. Делать это, как известно, можно двумя способами: либо выносить новостройку за территорию памятника, либо корректировать территорию в угоду строительным планам. Поскольку Большое Болдино как объект культурного наследия имеет федеральный статус, второй вариант представляется местным наблюдателям менее вероятным.
О замысле строительства в Большом Болдине «трактира пушкинской поры» еще в 2007 году с вдохновением рассказывал в интервью директор болдинского музея-заповедника Юрий Жулин, который является специалистом и автором нескольких книг по «кулинарной культуре» пушкинской эпохи. По его словам, эта перспективная дебютная идея родилась еще в начале 2000-х гг., но ее никак не удавалось воплотить в жизнь из-за отсутствия средств. Согласно планам Юрия Жулина, в трактире посетителям музея-усадьбы будет предложена "пища простая и неприхотливая", которую ценил сам Пушкин: печеный картофель, моченые яблоки, блины крупитчатые "розовые", щи и зеленый суп с крутыми яйцами, рубленые котлеты со шпинатом и щавелем, ботвинья с осетриной, а в качестве десерта - варенье с белым крыжовником.
Как выясняется, амбициозные планы преобразования мемориального ландшафта в Большом Болдине не ограничиваются 2-этажным трактиром. В июле 2014 года, например, глава Большеболдинского района Владимир Кочетов заявил в интервью ИТАР-ТАСС, что на окраине села на участке в 2, 5 гектара планируется «воссоздать» крепость времен Пугачевского восстания, в которой расположится музей, посвященный творчеству Пушкина и его повести "Капитанская дочка". "В настоящее время, - сообщил глава района, - инвестор разрабатывает бизнес-проект, который подразумевает создание музея и сопутствующей туристической инфраструктуры - гостиницы, трактира, а также театральной площадки, где могли бы выступать народные театры, проводиться фестивали". Научным руководством для «воссоздания» крепости, которой в Большом Болдине отродясь не было, по словам Владимира Кочетова, должно послужить ее описание в третьей главе "Капитанской дочки".
Для «Хранителей Наследия» ситуацию комментирует Анна Давыдова («СпасГрад»):
- Границы территории объекта культурного наследия федерального значения - "Усадьба и дом Пушкина Александра Сергеевича" в Большом Болдине установлены постановлением Правительства Нижегородской области №256 от 4 мая 2012 года. Новое капитальное строительство здесь запрещено законом. Но… наш региональный орган охраны наследия согласовал проект строительства "трактира пушкинской поры" еще в ноябре 2014 года. Узнали же мы об этом только 5 февраля 2015 года, когда вопрос был вынесен на обсуждение Общественного научно-методического Совета. Управление Минкультуры РФ по ПФО начало проверку законности этого проекта, по нашему заявлению. Непонятно только, почему законодательные нюансы руководству музея не разъяснили в самом начале ни наш региональный орган охраны наследия, ни автор проекта, архитектор-реставратор Владимир Кагоров, который является экспертом Министерства культуры.
Вопрос «Хранителей Наследия»: Интересно, само Пугачевское восстание они со временем не захотят «воссоздать»? У Пушкина для этого предостаточно материалов.
Досье. Большое Болдино – единственный из мемориальных пушкинских заповедников России, где сохранился подлинный усадебный дом, помнящий поэта. Род Пушкиных владел этим имением с начала XVII века. В Болдине А.С. Пушкин жил осенью 1830, 1833, 1834 годов. Здесь написаны "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Домик в Коломне", "Барышня-Крестьянка", заключительные главы "Евгения Онегина", "Медный всадник", "История Пугачева", "Каменный гость", "История села Горюхина", стихотворения "Осень", "Бесы", "Элегия" и др.
Фото: www.naselo.ru