«Церковная реставрация»: новые конфликты

Ростов-на-Дону в ожидании оргвыводов
Реставрация собора Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону, начатая в 2013 году, не успела закончиться, а скандал уже начался. Общественники обнаружили на восточном фасаде угловые пристройки к храмовому зданию, которых раньше не было. В областной прессе их величают то ризницами, то гардеробными, но факт их появления сомнению не подлежит (см. заглавное фото).
Руководитель общественного движения «Мой Фасад» Роман Бочарников заявляет в СМИ, что епархия должна показать старинные проекты собора, где эти пристройки действительно были: «Тогда это будет являться доказательством того, что они восстановили все по старым проектам. Если они это не представляют, то мы имеем дело с простым нарушением закона об охране объектов культурного наследия. В законе написано, что запрещены любые работы в пределах охраняемого памятника архитектуры, то есть никакие изменения внешнего вида недопустимы. Я точно знаю, что этих пристроек не было ни в дореволюционный, ни в советский период. Есть вопрос к проекту, на каком основании в него были внесены эти постройки и на каком основании областной комитет по охране объектов культурного наследия их согласовал».
Пристройки, надо отметить, не нарушают кардинально общего облика собора, но закон о наследии в Ростовской области никто не отменял.
Ростовчане справедливо интересуются: «Или закон не для всех? Если идти этим путем, то можно зайти далеко: нынешний митрополит пожелал достроить гардеробные (ризницы) вопреки всем существующим канонам. А, что если другому митрополиту завтра понадобится столовая или конференц-зал?»
Донская епархия вопрос о пристройках пока не комментирует, а руководитель регионального отделения ВООПИК Александр Кожин вспоминает, что митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий однажды говорил, что в епархии нашли доказательства того, что пристройки были, но документ так и не был представлен.
«Это уже не первый случай вмешательства в проект. Они ещё сломали постройку между колокольней и собором, и сейчас она фактически стала трёхэтажной. Дело дошло до суда, заплатили штраф, который оформили на своего завхоза», – рассказывает журналистам Александр Кожин.
Председатель комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области Иван Грунский, со своей стороны, заявил, что оценивать законность совершенного можно только после окончания реставрационных работ. «В настоящий момент реставрационные работы на объекте продолжаются, потому говорить об их итогах рано. По закону, по завершении работ собственник объекта и исполнитель организовывают приемку работ. На место выезжает комиссия, куда входят разнопрофильные специалисты и эксперты, которым предстоит оценить выполненные работы по реставрации фасадов, например, или внутренней росписи. Думаем, Ростовская епархия не будет против, если в эту комиссию войдут и представители общественности. Как только весь комплекс будет завершен - придет время принимать работы. Вот тогда и будем делать выводы».
Ожидается, что реставрация храма будет окончена в ноябре 2019 года.
Позиция госоргана охраны наследия все же несколько странная. Если есть сигнал о появлении незаконных пристроек к объекту культурного наследия, ничто не мешает комитету организовать его проверку, сличить реальность с проектом и принять соответствующие меры. А если бы в соборе стали новые окна прорубать или дополнительные главы сооружать – что, тоже нужно было бы ждать окончания реставрации? Месячная пауза, которую охранный комитет предоставляет епархии, возможно, нужна для того, чтобы демонтировать не предусмотренное проектом и тихо завершить реставрацию без скандала. Но скорее всего, это время будет использовано для легализации пристроек путем каких-нибудь дополнительных экспертиз и корректировок по части «приспособления».
Омск: упало или пропало?
В Омске тем временем идет разбирательство обстоятельств пропажи портика у входа в здание Омской епархии, которое является охраняемым архитектурным памятником.
Омская епархия официально заявила, что «в ночь с 3 на 4 октября 2019 года произошло обрушение двухколонного портика у центрального входа в здание Омской епархии… В ближайшее время будет разработана проектная документация по восстановлению утраченного элемента здания с последующим проведением восстановительных работ».
До и после. Само упало – верится с трудом
Однако активисты регионального отделения ВООПИК публично обвиняют епархию во лжи:
«В последнее время уже мало кого удивляет агрессивное поведение РПЦ в плане владения собственностью. Но до сегодняшнего дня в Омске было мало примеров касательно памятников архитектуры. Нарушение закона и ложь — этими словами можно отметить снос портика здания епархиального управления. За минувшие несколько дней абсолютно самовольно была разобрана часть памятника архитектуры, без каких-либо согласований и документов. Очевидцы видели, как стоят колонны, но уже нет козырька — разбирали постепенно. Можно было бы свалить вину на подрядчика, но на сайте самой епархии появился бред сивой кобылы о том, что, оказывается, сегодня ночью произошло обрушение, и чудом никто не пострадал, что говорит о сговоре самой епархии и подрядчиков. Представители минкультуры заявили, что уже обратились в прокуратуру по этому вопросу. Во второй половине дня место преступления оказалось закрыто баннером. Конструкцию, скорее всего, восстановят, ее реновация и была целью этой безумной выходки, искренне возмущают методы и степень лжи, с которыми духовные отцы пытаются скрыть беззаконие и правду».
Пока что «расследование» сноса портика идет только в комментариях в социальной сети. Официальные проверки даже не начаты.
Фото: газета «Наше время»; Омское региональное отделение ВООПИК