Великий Устюг: жертва двух стихий

Замечательный старинный город Великий Устюг является исключением из расхожей народной мудрости о двух национальных бедствиях: дураках и дорогах. Как выяснилось весной 2016 года, ему угрожает совсем другая пара стихий: природные катаклизмы и ретивые администраторы.
Пока страна с замиранием сердца следила за великоустюжским наводнением и наступлением льда на заповедный город, великоустюжские администраторы подготовили партизанский удар по его тылам: выпустили постановление о сносе в 2017 году по причине «физического износа» 18 деревянных домов, среди которых было 6 статусных памятников архитектуры и 5 исторически ценных зданий в центре города. Немало, особенно для территории, которая активно развивает свой туристический потенциал. Предлогом для такого мудрого решения послужила, разумеется, забота о жителях, а именно о выполнении программы переселения из ветхого и аварийного жилья.
С первой стихией удалось справиться с помощью военных бомбардировщиков, уничтоживших ледовые заторы на Сухоне (к вечеру 19 апреля уровень воды понизился на метр, а лед из города ушел). Но победить таким способом вторую, административную, стихию – на современном этапе не представляется возможным. Пришлось вести с нею позиционные бои.
Как рассказывают «Новости Вологодской области», в районном управлении по строительству удивились планам сноса памятников архитектуры и заявили-таки, что по закону их сносить нельзя. На вопросы журналистов, как памятники оказались в списке на слом, ответить не смогли.
Градозащитники из «Настоящей Вологды» публикуют список приговоренных было памятников Великого Устюга: Дом Пеца (Советский проспект, 61); Дом Ермиловой (Красная ул.,86); Дом Прыгаловой (Красная ул., 94); Дом купца Охлопкова (Красная ул., 96); Усадьба мастера-мозаичиста Козонкова (два дома – Красная ул., 8 и 8а).
Остальные дома из списка также составляют неотъемлемую часть исторического центра, находятся на территориях зон охраны, так что сносу тоже не подлежат.
«В уголовном праве это называется приготовлением к преступлению», - мрачно резюмирует «Настоящая Вологда».
Градозащитники направили начальнику регионального Комитета по охране объектов культурного наследия Е.Н. Кукушкиной письмо с просьбой принять меры по сохранению великоустюжских памятников и исторически ценных градоформирующих объектов, т.е. обеспечить действие Федерального закона «Об объектах культурного наследия» на территории города.
В областном охранном комитете сообщили журналистам, что уже направили в муниципалитет письмо с требованием исключить объекты культурного наследия из злополучного постановления, посоветовав выставлять расселенные памятники на продажу.
На фото («Настоящая Вологда»): дом Козонкова на Красной улице в Великом Устюге.