Возвращение излишеств
Мурманский областной драмтеатр завершил 80-й сезон и попрощался со зрителями. Ожидается, что в следующем году труппа вернется в свое родное историческое здание, реставрация которого идет с 2015 года. Впрочем, всем уже давно понятно, что происходящее с объектом культурного наследия регионального значения (1963 года постройки) называется перестройкой и имеет весьма условное отношение к реставрационным принципам и правилам, а также исторической достоверности.
Увы, эта мурманская история встанет в ряд других театральных «реставраций» по всей стране: когда сначала здание-памятник справедливо объявляется нуждающимся в реставрации и ремонте коммуникаций и проч…, затем создается дорогостоящий проект, который небольшой советский театр превращает в колизей для хлеба и зрелищ, затем начинается путешествие по финансовым брешам и смена подрядчиков. В результате – возникает нечто третье, рожденное в муках поисков денег на заявленные мегапланы и попытках все содеянное выдать за возрождение исторического облика и первоначальных задумок .
Такое – повсеместно. Никак не придет осознание того, что здания-памятники априори не могут отвечать творческим театральным задачам и ожиданиям комфорта XXI века. Надстройки-перестройки-увеличение мест в зале-новые инженерные коммуникации и коробки стен – все это из области нового строительства, а не реставрации…
А в результате совмещения этих понятий, выражающихся в судорожных попытках впихнуть то, что никак не впихивается в явно меньшее по объемам - рождаются здания-уродцы: исторические заплатки стыдливо прикрывают новые стены… Старые стены не выдерживают задористых задумок.
Хотя, похоже, что в случае с Мурманском и заплатки-то будут неисторические.
Сейчас на советском здании театра появились наличники на окнах - изначальным проектом памятника не предусмотренные. Специалисты также задаются вопросом, как руст по всему фасаду мог пройти согласование у мурманской экспертизы архитекторов и искусствоведов и была ли проведены подобная экспертная оценка.
Деньги нашли
Напомним кратко, что, когда стало ясно, что сроки работ срываются, после публичных обращений всем, вплоть до Президента, вроде бы забрезжил свет надежды.
«Реконструкция Мурманского областного драматического театра будет завершена в срок – летом 2020 года», - сообщил врио губернатора региона Андрей Чибис журналистам по итогам посещения реконструируемого здания.
"Мы получили заверения подрядчика [ЗАО "МНК Групп"] и управления капитального строительства, что к 1 июля эти работы будут выполнены", – сказал Чибис. Он добавил, что для него "неприятным открытием" стала нехватка средств для оборудования театра. "Сумма немаленькая, более 400 млн рублей, теперь перед нами эта задача стоит и ее надо решать".
Деньги врио губернатора попросил у Минкультуры во время встречи с Владимиром Мединским, рассказав о затянувшихся сроках сдачи театрального здания...
Как отмечалось в техзадании, подрядчику в срок до 1 июля 2020 года предстоит реконструировать здание драмтеатра, построенное в 1963 году, для "приспособления объекта культурного наследия для современного использования". Общая площадь объекта составляет более 9 тысяч кв. м, включая зрительный зал на 668 мест, малый зал на 88 мест и конференц-зал на 63 места. При этом условиями контракта оговорена пятилетняя гарантия на выполненные работы со стороны заказчика.
На данный момент возведены конструкции нового вспомогательного корпуса, ведутся работы по кладке стен первого и второго этажа. Во вспомогательном корпусе планируется размещение производственных мастерских, складских помещений для хранения декораций, костюмов, бокса на два автомобиля и помещений инженерного обеспечения. Сообщается, что выполнение всего комплекса работ позволит создать в театре современные технические и творческие условия, внедрить современные технологии в творческо-производственный процесс, оснастить театр новым сценическим оборудованием и внедрить энергосберегающие технологии.
Театральный антироман
Мы, безусловно, уверены, что город Мурманск должен иметь хороший и современный драматический театр и что его труппа, обладающая замечательным творческим потенциалом, должна иметь технические возможности его реализации: современную машинерию, комфортный зал и буфет, необходимые дополнительные цеха. Но – похоже – все это легче выстроить с нуля, в соответствии с современными задачами.
Зданию же на улице Ленина – найти другое применение или устроить там филиал. Решение наверняка можно найти при желании.
Между тем, сейчас людей убеждают в том, что зданию возвращают облик первоначального проекта (автор Максимов П.П.), разработанного до того, как началась борьба с излишествами и возник новый проект, в результате реализованный (автор Чечик Е.Н.). При этом ненавязчиво внедряется ощущение второсортности и неполноценности реализованного проекта по сравнению с замыслами Максимова.
Но можно ли так – механически – на уже существующее налепить элементы никогда не существовавшего и объявить все это восстановлением исторической справедливости? Оно, конечно, объявить можно, но от этого новодел не станет историческим… Да и продиктовано все это, скорее, причинами административными, чем творческими…
Подробное расследование ситуации провела искусствовед Светлана Водопьянова.
«Формальное обоснование возвращения излишеств изложено в исторической справке, составленной ООО «Научно-реставрационное объединение» г. Москва, выполненной по контракту от 07.11.2018 г. с ГОКУ «Управлением капитального строительства МО».
Только в конце 2018 г. директор Бендус А.Д. обратился к председателю Комитета градостроительного и территориального развития администрации г. Мурманска с просьбой оказать содействие сотрудникам ООО Салимовой М.А. и Елисеевой И.Г. в сборе информации об объекте культурного наследия «Здания Мурманского областного драматического театра», г. Мурманск, пр. Ленина, 49, для составления исторической записки.
Документ подтверждает – оправдание сделанному попытались найти уже после того как на стены были «возвращены» архитектурные излишества и выполнен эскизный проект реконструкции».
И далее: «В 1955 году вышло знаменитое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». ГИПРОТЕАТР срочно стал менять не запущенные в работу проекты! Здание драматического театра для Мурманска оказалось в их числе. ГИПРОТЕАТР направляет для согласования изменения в проекте. В Мурманске отмечают – «Предложения ГИПРОТЕАТРА по устранению излишеств в отделке, планировке здания драмтеатра г. Мурманска вносят существенные изменения в объем, композицию и архитектурный образ здания».
На плане 1956 г. четко обозначен план строения. Он уже отличается от проекта Максимова. Нельзя было полностью отказаться от излишеств декора, коринфских капителей, сложных карнизов, архивольт, парапетов, двухрядных колонн и тд., не изменив полностью проект здания, его архитектурный стиль. Фасаду была придана строгая простота и лаконичность. Боковые фасады решены в соответствии с главным. Изменился объем здания. По проекту Максимова - он составлял 38010 м куб, по проекту Чечик – 34500.
Проектировщикам понадобилось время для переработки проекта. В 1956 г. строительство театра было законсервировано по решения ГИПРОТЕАТРА. Готовятся рабочие чертежи, планы. Появился план готовности чертежей.
Архитектурное решение, которое предложила Чечик создает образ величественного монументального строения. Лишенное мелких деталей, оно восхищает гармонией и соразмерностью объемов.
Массивные колонны и пилоны портика увенчаны не классическим фронтоном, а аттиком. Здание вобрало в себя черты конструктивизма и неоклассицизма. Гармонично вписывается в архитектурную среду Мурманска. Доминантами которого, были и остаются здания и жилые дома в стиле конструктивизма и постконструктивизма.
Тем самым Елизавета Натановна воплотила одно из самых важных устремлений архитекторов середины 50-х гг. – создание уникальных, но связанных со стилем застройки архитектурных акцентов».
Неутешительные выводы
Таким образом, существующее здание драмтеатра – самостоятельный самодостаточный проект. А нынешний реализуемый вариант не является историческим: это компиляция двух разных направлений и замыслов. Реализованного во всей своей полноте и продуманности – с фрагментами того, по которому даже никогда не было рабочих чертежей.
Видимо, процесс необратим. Но возникает вопрос: является ли общественным благом такой подход к делу? Театр – место, где прививаются ценности, воспитывается вкус. Но театр, который уже своим внешним карикатурным обликом будет говорить о подмене и компиляции – внушит ли доверие?
Фото: Северпост, murman.ru