Эстония взяла под охрану российскую подводную лодку

Эстония взяла под охрану российскую подводную лодку

04.12.2014
Эстония взяла под охрану российскую подводную лодку

Эстонские власти взяли под охрану российскую подводную лодку «Акула», затонувшую в ноябре 1915 года западнее острова Хийумаа в Балтийском море. Как сообщается, министр культуры Эстонии Урве Тийдус подписала указ, согласно которому останки подводной лодки "Акула" признаны историческим объектом морской археологии международного значения и взяты под охрану государства. Теперь без официального разрешения эстонского департамента культурного наследия в районе затонувшей подлодки запрещена любая деятельность, которая может негативно повлиять на останки "Акулы".

Останки подводной лодки в территориальных водах Эстонии были обнаружены еще в 2013 г. неподалеку от острова Хийумаа на глубине 26-29 метров эстонским гидрографическим судном. Однако опознать их сразу не удалось ни гидрографам, ни эстонским морским историкам – первоначально специалисты решили, что это остов немецкой подводной лодки времен Второй мировой войны U-144. Однако после сообщений, что водолазы-любители, обследовав подлодку, обнаружили на ней три гребных винта, у специалистов не осталось сомнений. ”Это указывало на чрезвычайную важность находки, поскольку на Балтике ходила лишь одна такая подводная лодка — субмарина Российского императорского флота ”Акула”, - заявил научный сотрудник эстонского Морского музея Велло Мясс.

Эстонское издание Delfi опубликовало видеосъемку обследования останков «Акулы».


Как сообщали эстонские СМИ, Россия еще летом 2014 года проявляла «активный интерес» к подлодке: посольство РФ в Эстонии прислало в Морской музей письмо с предложением направить водолазов ВМС России обследовать «Акулу».

Эстонская печать приводила также мнение ветерана российского ВМФ, контр-адмирала в отставке Радия Зубкова:

«Существует такой морской закон, что корабли, принадлежащие какому-то государству, если они погибли во время войны, являются коллективным захоронением со всеми вытекающими из этого последствиями. Чтобы на трупах и на могилах (а затонувшая подводная лодка — это могила) не плясали».

По просьбе «Хранителей Наследия» ситуацию комментируют -

научный сотрудник Института археологии РАН, начальник Подводного отряда Фанагорийской археологической экспедиции Сергей Ольховский:

- Россия подписала, но не ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО 2001 года об охране подводного культурного наследия. В соответствии с ее положениями, любые объекты, находящиеся под водой не менее 100 лет, будь то затонувшие суда, упавшие в море самолеты и т.д., признаются объектами археологического наследия и требуют сохранения, внесения в реестры, запрещения деятельности, которая может повредить их сохранности. По нашей российской практике, даже объекты времен Великой Отечественной войны, которым до 100 лет еще далеко, признаются памятниками истории и техники.

Конвенция 2001 года провозглашает исключительное право государств на регулирование любой деятельности, связанной с подводным наследием, в своих внутренних водах. Что касается возможности доступа к «Акуле» российских специалистов, то поскольку Россия Конвенцию 2001 года не ратифицировала, с одной стороны, это ограничение она не признавала. Но с другой стороны, никто не отменял и общего морского международного права. Так как речь идет о территориальных водах Эстонии, то работа российских специалистов там возможна только с разрешения эстонских властей. Они такое разрешение вполне могут дать, но думаю, поставят условием присутствие при работах своих представителей или инспекторов.

один из лидеров градозащитного движения Санкт-Петербурга, депутат городского Законодательного Собрания Алексей Ковалев:

- В свое время я подготовил целый пакет предложений по изменениям в наше законодательство о наследии, касавшихся объектов наследия в территориальных морях и на шельфе. Сейчас они у нас практически не охраняются. В случае с подводной лодкой "Акула" многое зависит от тонкостей эстонского законодательства. Как объект охраны - лодка точно в эстонской юрисдикции. А вот как объект собственности - непонятно. По законам, например, Финляндии, "все, что в море упало", если невозможно установить владельца, через 100 лет переходит в собственность государства. То есть если наш исторический объект обнаружится в финских водах, теоретически можно судиться, доказывать наше право собственности. Что говорят на этот счет законы Эстонии - мне неизвестно.

Досье. «Акула» — российская подводная лодка, построенная на верфи в Кронштадте в 1906—1909 годах по проекту, разработанному в 1905 году И.Г. Бубновым. Спущена на воду 22 августа 1909 года, порт приписки - Кронштадт. Подлодка была оснащена торпедными аппаратами, развивала скорость 10,6 узлов (19, 6 км/час), рабочая глубина погружения 50 м, была способна к автономному плаванию 1000 миль на 8 узлах или 28 миль на 3 узлах под водой. Экипаж 22 человека, в т.ч. 3 офицера (для сравнения – характеристики современных российских подводных лодок типа «ПЛАРК»: экипаж - 130 человек, подводная скорость 33 узла, предельная глубина погружения 500 м, автономность плавания 120 суток). Подводная лодка «Акула» погибла 15 ноября 1915 года, подорвавшись на мине. Никто из экипажа не выжил.

Подробная история «Акулы» - здесь.


На главную