Культурное наследие может сорвать джек-пот

Культурное наследие может сорвать джек-пот

04.12.2014
Культурное наследие может сорвать джек-пот

«Хранители Наследия» продолжают цикл экспертных опросов об экономических основах сохранения культурного наследия в России. Сегодня речь пойдет о лотереях, которые во многих странах мира служат постоянным источником средств для финансирования сферы наследия. Екатерина Хаунина, старший научный сотрудник сектора Экономики искусства отдела Общей теории искусства и культурной политики Государственного института искусствознания, изучила и заграничный опыт, и российские перспективы его применения.

Хаунина.jpg

- Екатерина, думаю, что для многих наших читателей будет открытием тот факт, что лотерея, которая в России вызывает ассоциации преимущественно недоверчиво-криминальные, в остальном мире является вполне эффективным каналом получения средств на поддержание культурного наследия.

- Тем не менее, это действительно так. Причем не только в Западной Европе, Азии, США, Канаде, но с середины 2000-х годов, правда, не всегда удачно,– и в странах бывшего соцлагеря, и на постсоветском пространстве.

В 1990-е годы это попробовала сделать Венгрия. Специальным постановлением был создан Национальный Фонд Азартных игр. На культуру приходилось около 28% от всех поступлений, предназначенных на социальные цели. Но расходы на организацию игры превысили прибыль. Видимо, на тот момент в стране просто не было опытного оператора, который бы грамотно организовал весь процесс. В 1995 году Фонд был упразднен. Чехия также активно начала применять этот инструмент. Но там из прибыли лотереи на культуру идет 20%, остальное забирает спорт, экология и т.п. А внутри этих 20% еще идет дробление на различные направления, в том числе и на наследие. 

На постсоветском пространстве я бы выделила Кыргызстан. В 2011 году там была организована национальная лотерея «Арт-лото». Розыгрыш транслирует общественное телевидение. Целевые отчисления от продажи билетов лотереи направляются на ремонт театров, музеев и развитие культурной сферы. Лотерея организована по принципу советского «Спортлото», то есть, чтобы выиграть максимальную сумму, нужно угадать 5 номеров из 36. 

Активность в сфере лотереи проявляет Китай. Там проводятся лотереи в поддержку социальной сферы. Китайские археологи предложили брать оттуда какой-то процент и на охрану наследия – по примеру Италии и Великобритании. 

- У каких стран опыта в «культурных» лотереях больше всего?

- Я бы выделила Великобританию и Италию. Успешно существующая с 1996 года в Италии лотерея SuperEnaLotto разыгрывается три раза в неделю в Риме. Организатором выступает оператор Lottomatica. Джекпоты у лотереи весьма значительны. Приведем лишь несколько примеров по разным годам: в 2005 г. – €71 млн., 2008 г. – более €100 млн., 2009 г. и 2010 гг. сумма джекпота превышала €140 млн. Население Италии с удовольствием принимает участие в лотерее, надеясь на значительные денежные призы.

Лотерея_Италия_Лого2.jpg

Вообще, лотерея в Италии имеет античные корни. Известно, что еще Нерон эксплуатировал страсть римлян к азартным играм, чтобы наполнить государственную казну. Он учредил первую общественную публичную лотерею и продавал по 8000 билетов в день. Но строго говоря, это была популярная в то время игра в кости, а не привычная для нас лотерея.

В Великобритании есть свидетельства о проведении лотереи в XVI веке. На деньги от лотереи был заложен Британский музей и ряд других объектов, которые впоследствии стали архитектурными и культурными памятниками. Средства нужны были в первую очередь на крупные дорогостоящие объекты, которые в одиночку не потянуть ни государству, ни благотворителям.

UK_1.jpg

В Испании лотереи с дорогостоящими призами объявлялись указами королей. В конце XVIII в. появилась действующая и поныне государственная лотерея «ElGordo».

А вот в США лотереи уже с XVIII века имели выраженную культурно-социальную направленность. На собранные средства были построены университеты, библиотеки, музеи и т.п.

Вернемся к Италии. Первая официальная лотерея была проведена на Капитолийском холме 14 февраля 1732 года. Деньги от нее были направлены на оплату общественных работ и новые монументальные постройки, такие как Фонтан Треви, а 50 лет спустя - на мелиорацию болотистых земель. Доходы от лотереи использовались даже для оплаты свадеб бедных девушек. Подобная социальная направленность лотерейных доходов имела место в Риме, Турине, Генуе и Флоренции.

1987 год стал своего рода поворотным пунктом и привел уже к созданию современной версии лотереи. С 1996 г. в Италии есть законодательная норма, которая позволяет средства от субботнего розыгрыша лотереи направлять в сферу культуры. Изначально модель была следующей: культурное наследие и музеи получали большую часть доходов от лотереи – 72%, потом шли библиотеки – 15% и архивы - 11%, исполнительское искусство получало минимальную долю. С 1998 по 2003 гг. более 1 млрд. евро было направлено на сохранение и реставрацию итальянского архитектурного и художественного наследия (более 300 объектов). Подобные результаты стали возможны, благодаря созданию продуманной инфраструктуры лотереи и проведению основательной информационной кампании. 

Лотереи_Италия_Билет1.png

Средства от национальной лотереи распределяются Министерством наследия и культурной деятельности Италии на основе трехлетнего плана. В 2005 и 2006 гг. ежегодный объем поступлений от лотереи составил около 154 млн. евро. Однако потом началось снижение до 60,9 млн. евро в 2010 г.

Но вообще постепенное сокращение доли, направляемой на культуру, – характерная тенденция для лотерей многих стран за последнее время.

- А с чем это связано?

- Началась переоценка морально-этической составляющей этого метода. По природе своей лотерея – это демириторное благо, то есть благо, потребление которого обществом не поощряется, как табак или алкоголь. Лотерея эксплуатирует, скажем так, не всегда здоровые аспекты личности. Это первое.

Второе – не всегда соблюдается принцип равного доступа к тем благам, в нашем случае, объектам культуры, на которые собираются деньги. Примером может служить общественная дискуссия, развернувшаяся вокруг реставрации лондонского Ковент-Гардена, проводившейся с середины 90-х гг. XX в. Из средств Национальной лотереи на эти работы был выделен грант в размере 55 млн. фунтов стерлингов. И получилось, что деньги собирали со всех (зачастую играют люди небогатые), а ходить в театр, то есть пользоваться результатами, смогут лишь некоторые. Известно, что цены в Ковент-Гардене довольно высокие, такова политика театра. И надо сказать, что эта история серьезно повлияла на общественное мнение и на лотереи в Великобритании. В этой стране пристальное внимание уделяется именно тому, чтобы культурные блага были общедоступными, чтобы деньги шли на пространства для всех, а не только для избранных. В дальнейшем гранты, направляемые из средств лотереи, стали более разнообразными и по содержанию поддерживаемых проектов, и по размерам финансирования.

Лот1.gif

И наконец, важный момент – это экономический кризис середины 2000-х в Европе. Что характерно, лотерейные сборы не упали. При этом госбюджеты трещали по швам. Тогда во многих странах начались перераспределения доходов от лотерей. То есть собирали на одно, а тратить стали совсем на другое. Это, конечно, подорвало доверие людей. Скажем, в Великобритании много лотерейных денег, предназначенных на то же наследие, пустили на олимпийские объекты для игр в Лондоне в 2012 году. В Италии пришлось перенаправлять деньги с каких-то небольших объектов на крупные, кроме того, среди культурных направлений у наследия появились конкуренты – исполнительские искусства, театр, тот же Ла Скала, например, так как знаковые учреждения культуры нуждались в финансовой поддержке.

Но это нормальный процесс. Про лотереи то забывают, то снова вспоминают, причем независимо от формы правления государства. Так было и в монархиях, и в республиках, и в капстранах, и при социализме.

Лотерея_Велик_Билет1.jpg

- Лотерея «Спортлото» - один из самых успешных примеров для нашей страны?

- Да, старт лотереи был дан 20 октября 1970 года. В среднем за один тираж в стране расходилось до 10 миллионов билетов. «Спортлото» быстро стало суперпопулярным. Если лотерейные билеты Сбербанка вручали в нагрузку, то в «Спортлото» народ поверил сразу. На рекламных плакатах так и писали: «Выигрываете вы – выигрывает спорт!» Более 80 процентов всего спортивного бюджета Союза приносило именно «Спортлото» – 500 миллиардов рублей за 20 лет. На деньги от «Спортлото» были построены крупные олимпийские объекты, а также местная спортивная инфраструктура – Гребной канал и школа Олимпийского резерва в Ростове, легкоатлетический манеж в Шахтах, бассейн в Азове и многие др.

- Это была широкая государственная кампания.

- Конечно, публичность и прозрачность на всех этапах - это одно из условий успешной лотереи. Человек должен понимать, куда и зачем пойдут его деньги. Сейчас в России лотереи абсолютно «закрыты». Вот вы наверняка не знаете, что порядка 100 спортивных объектов, в том числе и для Олимпиады в Сочи, тоже финансировались частично из доходов от современных российских лотерей.

- Вы считаете, сегодня возможно в России собрать деньги на сохранение наследия с помощью лотереи? Насколько в принципе опыт лотерей для культурного наследия применим в российской реальности?

- Есть ряд моментов, которые всерьез этому препятствуют. Первое. По закону лотереи у нас теперь может проводить только государство, а оно делегировало это право Министерству финансов и Министерству спорта. Если говорить о лотереях для наследия, Министерство культуры должно также получить право для проведения лотерей на нужды культуры.

Другой момент. На Западе оператор лотереи – организация, которая создает эффективно работающую сеть распространения, имеет прибыль не более одного процента (как это установлено в Великобритании). Согласится ли у нас кто-нибудь работать за такие деньги? У нас фирмы привыкли к совсем другим нормам прибыли. Неизбежен поиск профессионального оператора, готового работать над развитием российской модели лотереи, не рассчитывая на сверхприбыли.

Следующий важный фактор – это отчетность. В США и Европе лотерея – максимально прозрачный процесс. Подробный отчёт об использовании средств лотереи, особенно на социально-культурные цели, доступен общественности, которая в определенный момент может вступать в бурные дискуссии о правильности расходования собранных средств.

Все выложено в интернете. Российские же лотереи - очень закрыты и непрозрачны. Интернет-ресурсы весьма поверхностно отражают направления, по которым расходуются средств от российских игр. Мы как специалисты, занимающиеся этой темой, собираем информацию буквально по крупицам.

Кроме того, необходимо понять: а есть ли у нас в принципе люди, готовые покупать лотерею, чтобы поддержать культуру и наследие? Соцопросы на эту тему дают абсолютно разные результаты. По одним – россияне помнят «Спортлото» и с удовольствием купят билеты, если они будут продаваться по привычной схеме, другие же исследования показывают, что людям сейчас в принципе не до лотерей. А те, кого судьба сохранения наследия действительно волнует, находят другие возможности в ней поучаствовать. Необходим хороший социологический опрос, который бы оценил охват потенциальных игроков в лотерею с ярко обозначенной культурной направленностью.

- Я бы сказала, что у нас уровень доверия к таким затеям, пусть даже с государственной вывеской, просто на нуле.

- Да. Но так было не всегда. Культурная направленность лотерей у нас была в 20-х годах XX века. Лотерею власть использовала как средство распространения образования: в качестве наград давали книги, а вырученные средства шли на ликвидацию безграмотности. Затем процесс притормозился, так как опять на первый план вышел аспект того, что лотерея – все-таки азартная игра. С начала Великой отечественной войны средства от лотерей шли на поддержку фронта.

С 60-х гг. XX в. творческие союзы проводили лотереи для поддержки и популяризации культуры. Весьма интересен опыт художественной лотереи Союза художников СССР. Она проводилась с 1963 по 1991 гг. Цена билета составляла 50 копеек. В лотереях разыгрывались оригинальные произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданные художниками республик СССР.

Билет_ВХК_культура_1989.jpg

Был интересный период со «Спортлото». Потом лотерея долго была бесконтрольной и, особенно в 90-е годы, обзавелась целым шлейфом скандалов полукриминального характера. Потом закон менялся и постепенно вспомнили, что должна быть социальная составляющая игры. И вот сейчас по закону у нас это не менее 10%. В основном деньги идут ветеранам, инвалидам, интернатам.

- А как в долевом отношении распределяются доходы от лотереи за рубежом?

- 50% или даже более идет на выплату выигрышей. Из оставшихся 50% - небольшая доля прибыли оператору, затем – операционные расходы и остальное – на социально-культурные цели, куда входит и культурное наследие. Скажем, в Великобритании пять направлений в равных долях получают 20%.

В Европе сейчас все отчетливее становится тенденция перехода от финансирования лотереей масштабных проектов к региональным.

- Очевидно, что деньги от лотереи, потраченные на культурное наследие, в конечном итоге приведут к повышению туристической привлекательности региона, а значит, к росту его благосостояния.

- Конечно. В течение так называемого «золотого десятилетия» лотереи в Европе много что удалось сделать. В Великобритании расцвет лотереи начался где-то с середины 90-ых гг. В Италии - это период с 1996-го до первой декады 2000-х. В Италии отмечу шесть крупных объектов, получивших в эти годы помощь от лотереи:

1. Galleriedell’ Accademia, Venezia – расширение выставочных пространств и реставрационные работы, средства лотереи – 12,9 млн. евро

2. Palazzo Reale, Genova - королевский дворец, в котором находится музей, нуждался в дополнительных площадях и обновлении некоторых залов, средства лотереи – 2,1 млн. евро

3. Galleria degli Uffizi, Firenze – средства лотереи предназначались на масштабный проект по обновлению музея, было направлено 23,8 млн. евро с 2001 по 2003 гг.

4. Vittoriano, Roma – работы по улучшению условий доступности монумента для посетителей, средства лотереи – 10,3 млн. евро

5. Palazzo Barberini, Roma– работы по реставрации и открытие новых музейно-выставочных пространств, средства лотереи 14,3млн.евро

6. Villa Adriana, Tivoli-Roma– реставрация, консервация и др. работы, средства лотереи – 5, 98 млн. евро

Добавлю, что средства от лотереи направляют на конкретные и дорогостоящие проекты, причем во все регионы - включая регионы с особым статусом – Сицилию, Валь д’ Аоста, Трентино-Альто-Адидже, которые непосредственно управляют своим культурным наследием.

Удалось существенно подтянуть депрессивные территории. Так, в Неаполе были приведены в порядок немало значимых туристических объектов культурного наследия. А значит, появились новые рабочие места, были построены новые дороги для доступа к региональным культурным объектам. Лотерея позиционировалась как игра, которая больше чем игра. Крутились ролики по телевидению, показывали объекты, на которые пойдут деньги.

Давайте посмотрим конкретные цифры по Великобритании. Из последних данных по Национальной лотерее: к 2014 г. в области культурного наследия было поддержано 36 тыс. проектов на сумму 6 млрд. фунтов стерлингов. Ежегодные инвестиции в данную сферу составляют около £375 млн. Размер гранта начинается от 3000 фунтов стерлингов. Крупные проекты могут быть более £1 млн. (например, Glasgow’s Citizens Theatre получил £4,900,000). На проекты в области искусства и культурного наследия в 2000 – 2010 гг. выделялось 33,3% средств Национальной лотереи. С 2012 г. доля средств на культуру была возвращена к первоначальной схеме с 33,3 до 40%, что позволило увеличить финансирование проектов в области культурного наследия. Изначально большая часть средств лотереи направлялось на поддержку крупных капитальных проектов в больших городах, постепенно большее внимание стало уделяться инфраструктурным проектам местных сообществ.

- Лотерея – эффективный метод привлечения дополнительных средств для сохранения наследия. Но также очевидно, что это долгосрочные вложения. Наше Министерство культуры предпринимает какие-то попытки все-таки использовать лотерею для реставрации объектов культурного наследия, а в итоге для развития того же туризма?

- Да, Владимир Мединский в конце 2012 года обратился к Дмитрию Медведеву, чтобы Минкульту предоставили право проводить свои лотереи наряду с Минфином и Минспорта. Забавно, но по статистике главным конкурентом культуры часто является спорт – по вопросам финансирования, спонсорства, зрительского интереса и т.п.

Также Мединский предложил пять направлений, по которым можно будет направлять лотерейные доходы. Это современное искусство, кино, молодые дарования, народное творчество, развитие туризма. Напрямую культурное наследие не указано, но средства могут пойти туда через Госпрограмму по развитию туризма. Как известно, туризм у нас курирует также Министерство культуры. По оценкам ведомства, чистая прибыль от лотереи может составить 5 миллиардов рублей.

Очевидно, что лотерея как способ финансирования не забыта Министерством культуры. И, кстати, в новый закон «О культуре» лотерея наряду с маркированными налогами включена как возможный источник финансирования.

Есть и инициатива «на местах». Скажем, в Самаре разрушающийся дом купца Маштакова (1906 г.) депутат Госдумы от этой области Александр Хинштейн год назад предложил отреставрировать за счет лотереиЭта лотерея и вправду стартовала в декабре 2013 года. Билеты продавались в лотерейных киосках и отделениях «Почты России». Оператором выступила компания "Лотто Метрополитен". Спустя несколько месяцев (в феврале 2014 г.) после запуска лотереи было собрано около 1 млн. руб. на реставрацию дома при требуемой сумме в 50 млн. руб. Далее было принято решение о расширении сети распространителей лотерейных билетов с такой направленностью. Но точной информацией о продолжении этого проекта я не обладаю. Не исключено, что изменения в законодательстве с 1 июля 2014 г. повлияли, и лотерея была приостановлена.

Было предложение о лотерее и в Екатеринбурге. Идея исходила от заместителя руководителя Ростуризма Д. Амунца: планировалось запустить игру с ноября 2013 г., проводить ее должен был федеральный лотерейный оператор «Лотто Метрополитен». Не менее 10% от всех собранных средств хотели направить на реставрационные работы по объектам Свердловской области. Их предполагали выбирать совместно с общественностью, региональные власти называли усадьбу Железнова и «Белую Башню».

Очень надеюсь, что все-таки трудности рано или поздно удастся преодолеть. И лотерея вернется в российскую культуру как один из источников ее финансирования, а в выигрыше в результате будут и объекты культурного наследия, и туристы, и наше общество в целом.

Беседовала Евгения Твардовская

 

На главную