Московский десант французского научного спецназа
42 тысячи зданий, 260 тысяч музейных предметов, 36 человек
«Хранители Наследия»
На минувшей неделе в Москве гостили руководители французской Лаборатории исследований исторических памятников (LRMH, Laboratoire de Recherche des Monuments Historigues) - научно-исследовательского центра, обеспечивающего реставрацию нескольких тысяч историко-архитектурных памятников и десятков тысяч музейных предметов Франции. Поэтому очередное заседание Комиссии по реформе реставрационной отрасли при Минкультуры РФ прошло 19 октября необычно: никто не выдвигал революционных идей, все просто слушали и наматывали на ус, как поставлено научно-реставрационное дело во Франции. Продолжая знакомить наших читателей с французским опытом сохранения культурного наследия, делимся услышанным.
Руководитель LRMH Алин Маньен:
- Наша Лаборатория – это государственное учреждение, служба при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Франции. Она основана в 1970-е годы, хотя подготовка к ее созданию велась значительно раньше, до Второй мировой войны. Уже тогда было очевидно, что большие разрушения, понесенные страной в ходе франко-прусской и Первой мировой войн, потребуют развертывания большой программы реставрационных работ. А она, в свою очередь, потребует научного обеспечения. Замысел был прост: использовать все новейшие знания и технологии, накопленные французской наукой, в сфере реставрации исторических памятников.
Правительство страны ожидает от нас, чтобы мы предоставляли высокие научные компетенции при принятии решений о реставрации исторических памятников, вне зависимости от того, частные это или государственные проекты.
Цель нашей Лаборатории – проводить исследования в области сохранения исторического наследия, исследования материальной структуры и состояния самих памятников – и давать на основе их рекомендации архитекторам, реставраторам, заказчикам – всем, кто обращается к нам за помощью. Перед нами ставят вопросы о материалах, способах укрепления и сохранения конструкций и декоративных элементов, живописи, тканей и т.п. О технологиях строительства зданий или создания тех или иных предметов, о датировках. Помимо оказания консультационных услуг реставраторам, подрядчикам и заказчикам работ, Лаборатория ведет прикладные исследования в области реставрации. И конечно же, перед нами стоит задача распространения опыта, научных достижений, технологий, обучение реставраторов, архитекторов, хранителей (работников системы госохраны памятников Франции – Ред.).
Текущее финансирование Лаборатории осуществляет Министерство культуры Франции: фонд заработной платы, оборудование, материалы. Но значительная часть финансирования – проектное: это гранты и субсидии на различные научные и реставрационные проекты. Источники их могут самые различные: национальные и региональные программы, программы Евросоюза и т.п. Также Лаборатория участвует в тендерах на проведение различных научно-исследовательских работ. Лаборатория входит в сеть аналогичных научных учреждений Европы и работает в тесном сотрудничестве с ними. Мы выполняем партнерские научные проекты с крупнейшими университетами и исследовательскими лабораториями. Всего у нас 22 научных партнера.
В штате Лаборатории – 36 человек, из них 23 – ученые различных специальностей: биологи, физики, геофизики, химики и др. Кроме того, для различных проектов мы приглашаем временно, но год-два-три, необходимых специалистов и инженеров. Помимо этого, мы обучаем стажеров, аспирантов, докторантов. Таким образом, в Лаборатории постоянно работают около 50 человек, не считая административной группы.
В Лаборатории 9 научных подразделений, специализирующихся по основным видам материалов и памятников. «Камень», «Витраж», «Настенная живопись», «Наскальные рисунки» - созданы еще в 1970-е годы. В 1984-1988 гг. к ним добавились «Текстиль» и «Металл», а в 1991-1998 гг. – «Микробиология», «Бетон» и «Дерево».
На нашем попечении, в зоне нашей ответственности 42 тысячи исторических зданий и 260 тысяч музейных предметов во Франции.
Все результаты наших исследований, все отчеты заносятся в базы данных «Кастор» (тексты) и «Имаж» (изображения), которые мы используем в дальнейшей работе и которыми мы предоставляем возможность пользоваться специалистам. Кроме того, имеются собрания образцов строительных материалов, применявшихся во Франции при строительстве зданий в различные периоды: например, собрание образцов строительного камня практически из всех месторождений и каменоломен.
Сегодня во Франции мы все более трепетно относимся к оригинальным старинным материалам, сохраняя их первоначальный вид.
Приступив к работе, мы тщательно изучаем историю создания произведения искусства, его изменений в различные периоды времени. Исследуем, какие следы оставили реставрации прошлого. Всегда необходимо провести диагностику состояния памятника, установить источник и причину коррозии, осыпания и т.п.
Нередко бывает нужно установить, из какого материала состоит объект, очень часто они преподносят нам сюрпризы по этой части. Очень часто оригинальные материалы бывают сильно повреждены, необходимо установить, каким они подвержены физическим и химическим изменениям. Проводятся различные анализы – физический, химический, микробиологический.
Мы фактически работаем как медики, к объекту исследований подходим, как к больному пациенту. Сначала ставим диагноз, а потом даем советы: как лечить, какие материалы можно и какие нельзя использовать при реставрации, какие применять приемы.
Методология нашей работы: сначала обязательно проводится визуальный осмотр объекта, иногда наблюдение за ним. Затем берутся пробы материала, которые изучаются в лабораторных условиях. Потом происходит интерпретация результатов анализов и исследований нашими специалистами, обсуждение с архитекторами-реставраторами. Следующий этап – это формулирование наших рекомендаций и предписаний.
Этапы практической реставрации примерно те же: диагностика, очистка, укрепление материала, заполнение лакун. Затем – меры по поддержанию объекта в стабильном состоянии, контроль.
Руководитель Центра документации LRMH Элиз Лебуше:
- С 1970-х годов Лабораторией наработан огромный массив информации о памятниках, отчетов, данных исследований, рекомендаций по проведению реставрационных работ. Вся эта информация должна быть доступна современным исследователям и реставраторам. Центр документации сохраняет и систематизирует все виды источников этой информации: и текстовые, и графические. Мы ведем досье по каждому виду материалов, использовавшихся при строительстве и реставрации, по отдельным объектам, по технологиям.
Наша база текстовых данных “Кастор” объединяет более 26 тысяч различных документов. База данных “Имаж” содержит более 5 тысяч различных изображений, графических материалов.
С 2008 года действует автоматизированная информационная система, создаются электронные копии документов. База данных доступна для специалистов, но в основном предназначена для использования в работе сотрудниками нашей Лаборатории, по внутренней сети Интранет. С помощью специальных идентификаторов в 2017 году мы рассчитываем сделать наши базы данных доступными для наших специалистов везде, на каком бы объекте на территории Франции они в этот момент не работали.
Устроены наши базы достаточно просто: вы можете задать, например, поисковый запрос “Бетон” – и увидите полный перечень результатов всех наших исследований об этом материале, о построенных из него памятниках и т.д. Усложняя запросы, можно точнее отобрать необходимые вам массивы информации.
Руководитель направления “Дерево” LRMH Эммануэль Морин:
- Наше подразделение существует с 1998 года. Я – единственный его постоянный штатный работник. Но при выполнении различных проектов мы имеем возможность привлекать к сотрудничеству необходимых нам специалистов и экспертов высокого класса. Пы поддерживаем постоянные связи с научными лабораториями крупнейших университетов и музеев.
В сферу нашей компетенции входит все деревянное – от небольших фигурок до ферм в зданиях и паркетных полов в залах. Мы проводим экспертизу их состояния, изучаем структуру материала, вырабатываем рекомендации по сохранению деревянных конструкций и изделий. Вплоть до того, как предохранить старинную мебель от вредных насекомых.
При этом нужно понимать, что мы оказываем консалтинговую услугу, но решение о методе и способе работ с объектом принимают заказчики или архитекторы.
Руководитель направления “Бетон” LRMH Мириам Буйшу:
- В нашем подразделении работают 2 человека, но мы также имеем возможность в случае необходимости привлекать к работе специалистов других научных центров. В нашу сферу компетенции входят не только советы и рекомендации, но и “сопровождение” объекта при воплощении их в практику.
Обычно в наши задачи входит идентификация основных составляющих и цементов, диагностика состояния конструкций (для этого приходится брать увесистые пробы).
По привычке многие воспринимают бетон исключительно как современный строительный материад, но французское бетонное наследие весьма обширно и разнообразно. Мы насчитываем как минимум 800 бетонных исторических объектов. Около 60% их построены между 1914 и 1939 годами. Так что это “исторический бетон”. Представьте себе, существуют даже бетонные мозаичные панно.
P.S. Послушав французских ученых людей, мы не могли не задать им простой вопрос: что происходит, если заказчики или архитекторы не желают следовать полученным от LRMH рекомендациям? Если сочтут, например, что это слишком дорого, слишком хлопотно или слишком долго?
Г-жа Маньен ответила так: “Конечно, они могут и отказаться, ведь наше основное дело – консалтинг. Но за исполнением экспертных рекомендаций следят хранители, профессиональные работники системы охраны исторических памятников. Лаборатория имеет специальные договоры с государственными инспекциями этой сферы”.
Фото: Laboratoire de Recherche des Monuments Historigues. Видео: АУИПИК