Редкая привилегия
Как готовят профессиональных хранителей наследия во Франции
«Хранители Наследия»
На нашем сайте мы регулярно обращаемся к зарубежным примерам сохранения наследия. На этот раз коснемся опыта Франции, тем более что местная пресса не оставляет вниманием эту проблематику.
Так, популярная Le Monde в сентябре, по итогам Европейских Дней наследия, посветила целый материал людям, которые занимаются государственной охраной наследия в целом и памятниками архитектуры – в частности. Статья так и называется «Стать хранителем исторических памятников - редкая привилегия».
Мы начали готовить перевод этого материала, но в процессе стало ясно, что без пусть даже краткого погружения во французскую реальность, он будет не совсем понятен.
Дело в том, что во Франции «хранитель наследия» - это не призвание и не романтическое название общественника-активиста, а вполне конкретная профессия и государственная должность. Чтобы стать хранителем наследия нужно пройти серьезный отбор, а затем обучение в Национальном институте наследия (INP) Франции. Профессия хранителя наследия имеет пять специальностей, в числе которых – исторические памятники. В каждом регионе Франции есть свой главный хранитель исторических памятников - руководитель регионального органа охраны. Вместе с ним работает специальный архитектор-реставратор, также являющийся госслужащим.
Кроме того, многие памятники и комплексы имеют своих отдельных архитекторов-реставраторов: они на постоянной основе следят за состоянием вверенного им объекта культурного наследия и без их ведома там ничего не происходит.
Таким образом, хранитель наследия любой специальности – это госслужащий, который занимает различные должности и продвигается вверх по служебной лестнице. Он может работать в центральной администрации, в администрации города Парижа или в региональных подразделениях. Он может получить должность в дирекции наследия Министерства культуры, в региональной дирекции по делам культуры, в департаменте археологии того или иного департамента, в музее и т.д,
После нескольких лет работы, хранитель может перейти на более высокий уровень в карьере и стать главным хранителем.
Почему же люди становятся хранителями исторических памятников? Какими навыками должны обладать представители этой профессии? Журналист Le Monde отвечает на эти вопросы – рассказывая историю регионального хранителя Аделин Рабате. Предлагаем вам русский перевод материала, сделанный Ольгой Штаневой.
Монастырь Анонсиад в Бордо, где располагается Региональная дирекция по делам культуры
"Стать хранителем исторических памятников - редкая привилегия"
Автор: Diane Galbaud
Монастырь Анонсиад, основанный в 1520-м году в Бордо, редко открыт публике для посещения. Он был принят на государственную охрану как исторический памятник и с 1995 г. в нём располагается Региональная дирекция по делам культуры.
Во время Европейских Дней наследия, 17-го и 18-го сентября, молодая Аделин Рабате, региональный хранитель, рассказала в качестве анекдота, что именно насельницами монастыря Анонсиад когда-то был изобретен знаменитый французский десерт каннеле. Ну, а особенно подробно Аделин остановилась на тех сложных реставрационных работах, которые были проведены в монастыре.
Аделин Рабате – 33 года, она - человек увлечённый и упорный, и именно эти два качества ей понадобились, чтобы пройти сначала серьезный конкурс для поступления в школу INP и получения диплома хранителя наследия (туда попадают от трех до семи кандидатов в год), а затем добиться повышения до регионального хранителя - должность, которую Аделин получила недавно.
Её основная миссия и задача - это охрана памятников архитектуры, а также их деталей и интерьеров: от церковного органа до ковровых покрытий - всего того, что представляет интерес как предмет исторического наследия.
Монастырь Анонсиад в Бордо
Чувство дипломатии
Ежедневно хранитель исторических памятников занимается процедурой внесения тех или иных зданий в список охраняемых объектов, а также их классификацией.
"Мы изучаем имеющиеся у нас документы и информацию, исследуем состояние объекта и выносим решение о его исторической ценности и возможной степени государственной охраны, на которую он может претендовать", - объясняет Аделин Рабате.
По каждому досье она участвует в заседаниях комиссии, проводимых под руководством префекта. В комиссию также входят региональный директор по делам культуры, депутаты и ассоциации по защите наследия. Во Франции, примерно 43.000 зданий и 120.000 других объектов получили положительное заключение таких комиссий. Региональный хранитель высказывается затем по необходимым мерам защиты, реставрации или финансовой помощи, которую необходимо будет выделить собственнику. Это мнение формируется совместно с техниками, инженерами, архитекторами и административными сотрудниками.
Таким образом, профессия хранителя требует склонности к работе в команде, а также дипломатических навыков: ведь стороны процесса зачастую имеют противоположные интересы.
"Так, например, иногда нужно объяснять, до какого уровня возможно проводить реставрацию памятника - собственнику, ассоциации по защите наследия или девелоперу, который планирует разместить в памятнике гостиницу", - объясняет Аделин Рабате.
Хранители исторических памятников должны также много ездить, чтобы изучать объекты не только по документам: "Мы находимся в разъездах половину времени, другая половина посвящена работе над досье", - объясняет Аделин Рабате. Она в настоящее время принимает участие в проекте реставрации Кордуанского маяка в устье лимана Жиронды, который представляет сложности в плане доступа к нему и снабжения. Разрешение этих проблем - также задача хранителя.
Получить образование
Для того чтобы стать хранителем наследия, необходимо пройти строжайший конкурс, организованный Национальным институтом наследия (INP), действующий от имени государства, Администрации города Парижа, на основе соглашения с Национальным центром территориальной государственной службы и органами местного самоуправления.
Процент успешно прошедших конкурс - ниже 5%.
Набор открыт по пяти специальностям: археология; архивы; исторические памятники; музеи; научное, техническое и природное наследие.
На конкурс допускаются все желающие, имеющие степень бакалавра, но часто кандидаты уже имеют степень магистра или доктора. Очень многие из них прошли специальную подготовку, предложенную, в частности, Школой Лувра и многочисленными университетами (Париж-1 и Париж-Нантерр, Париж IV, Париж -VII или Лион-II).
Для того, чтобы сделать образование доступным более широким слоям населения, INP предлагает интегрированный подготовительный класс, организованный при сотрудничестве с Национальной школой хартий и школой Лувра. Их ученики, отобранные по социальным и образовательным критериям, получают финансовую помощь в размере 2000 евро. После успешной сдачи вступительного экзамена, студенты проходят обучение (бесплатно) в течение 18 месяцев с чередованием занятий (право, экономика наследия, государственное управление, консервация – реставрация) и стажировок.
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры при Министерстве культуры РФ, а также Ольгу Штаневу
Фото: www.lepaysdauge.fr, www.culturecommunication.gouv.fr, Le Monde