Бадаевский пивзавод убивают по расписанию
Коронавирус, самоизоляция, прекращение строек – ничто не может остановить запущенный несколько лет назад часовой механизм строительства на голове у памятника архитектуры – столичного Бадаевского (Трехгорного) пивзавода – «хрустального города» на длинных тонких ножках. Часики тикают, процесс идет, градостроительная бомба должна взорваться по расписанию.
А для нового строительства нужно расчистить место, для чего, как мы рассказывали, с 2014 года последовательно урезали зоны охраны и саму территорию памятника архитектуры. Доурезались о того, что границы памятника проходят теперь непосредственно по телу памятника, а «лишнее» готовятся обрезать. Приближается фаза сноса, необходимого для грядущего невероятного градостроительного варварства.
14 апреля 2020 года истекает срок общественного обсуждения акта государственной историко-культурной экспертизы, размещенной на сайте Департамента культурного наследия города Москвы.
Заказчик экспертизы «раздела документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при проведении работ по демонтажу части здания, не являющейся объектом культурного наследия по адресу: Кутузовский просп., д. 12, стр. 1 (часть)» – ООО «Проектное бюро АПЕКС». Исполнитель экспертизы – аттестованный эксперт Минкультуры РФ Т.Е Каменева.
Разумеется, эксперт делает вывод, что с обрезанной частью памятника при сносе ничего не случится, и проект имеет право на реализацию.
Параллельно с Бадаевского завода выселяют последних арендаторов, а в столичной прессе размещаются бравурные статьи о том, как «новый социально-культурный кластер на Бадаевском заводе создадут благодаря реконструкции памятников».
Цитируют исполнительного директора Capital Group Михаила Хвесько: «Проводить работы над памятниками можно только когда территория будет полностью свободной. В ходе работ корпусам завода вернут исторический облик: согласно проекту архитекторов, будет отреставрировано 40 000 кв.м исторических зданий и восстановлено здание варни — «сердца» завода, где откроется Музей пивоварения и дегустационный зал».
О том, что сначала исторические корпуса обрежут наполовину, а затем выстроят на расчищенном месте стеклянную прелесть, в разы превышающую их по высоте и заслоняющую со стороны Москвы-реки, в таких публикациях, конечно же, не рассказывается.
Как справедливо пишет московский «Архнадзор», «для тех, кто еще верит заявлениям застройщика Capital Group, — “памятники сносить не будут” и “все отреставрируют” — приводим схему из проектной документации, на которой видно, что от главного корпуса остается чуть больше трети».
«После сноса в солодовенном корпусе не останется ни одной солодовни. Все четыре, в том числе те, которые указаны в названии памятника (“Солодовни, овины, 1875-1876 гг., 1895-1898 гг., архитектор А.Е. Вебер, 1904-1907 гг., архитектор Р.И. Клейн”), находятся в северной, сносимой части корпуса».
«Из приведенных схем видно также, что под снос идут не только части строений, которым отказано в охранном статусе, но и большое число внутренних стен и перекрытий в охраняемых частях строений, включая прямо перечисленные в предмете охраны (то есть по закону подлежащие сохранению): «капитальные стены, опорные конструкции, сводчатые перекрытия конца XIX — начала XX вв.».
Так что москвичам есть чем заняться в период самоизоляции: заявить – в порядке общественного обсуждения вышеназванной экспертизы на вышеназванном сайте – о несогласии с ней и с проектом частичного сноса Бадаевского пивзавода.
Константин Михайлов
Иллюстрации: «Архнадзор», архив редакции