Москомнаследие 2010 года против Мосгорнаследия 2020-го

Москомнаследие 2010 года против Мосгорнаследия 2020-го

04.06.2020
Москомнаследие 2010 года против Мосгорнаследия 2020-го

Выбросит ли департамент в мусорную корзину экспертизу председателя своего Научно-методического совета?

Константин Михайлов

4 июня 2020 года – последний день общественного обсуждения опубликованного на официальном сайте Мосгорнаследия  акта государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия – дома Позднякова, или «Наполеоновского театра».

Официальное название памятника: «Доходное владение, 2-я половина XIX в. (в основе городская усадьба П.А. Позднякова-Юсуповых, XVIII-XIX вв.): - Дом П.А. Позднякова, XVIII в., 1876 г., арх. М.И. Никифоров. Здесь в 1810-1817 гг. существовал крепостной театр, режиссером в котором служил артист С.Н. Сандунов. В период нашествия Наполеона в здании давал спектакли французский театр. В 1831 г. дом посещал поэт А.С. Пушкин; - Доходный дом (бывший флигель), 1783 г., 1802-1812 гг., 1876-1877 гг.; - Доходный дом, 1877 г., арх. М.И. Никифоров». Адрес - Москва, Леонтьевский переулок, 2/26, стр. 1, 2; и Большая Никитская улица, д. 26/2, стр. 3.

poz1.jpg

В московском краеведении эту городскую усадьбу, пустующую уже несколько лет и затянутую тряпичными ширмами, часто именуют «Наполеоновским театром» – по самому популярному эпизоду ее истории, когда во время французской оккупации Москвы в 1812 году здесь играла французская труппа и бывал император Наполеон Бонапарт. 

О т.н. «государственной» т.н. «историко-культурной» т.н. «экспертизе», сфабрикованной т.н. «экспертом» из Томска П.П. Зыбайло по заказу некоей г-жи Марии Ольшанской, мы уже высказывались подробно в середине мая, после начала ее общественного обсуждения. Суть ее – в лишении дворового флигеля 1780-х годов (стр. 3) статуса охраняемого памятника и в определении территории объекта культурного наследия по контуру двух остальных строений (№ 1 и 2). То есть – в предоставлении будущим застройщикам права частично сносить, перекраивать городскую усадьбу, застраивать усадебный двор и осваивать подземное пространство. 

po3.jpg

План домовладения 1876 года. Справа – выходящий на Большую Никитскую улицу главный дом (стр. 1), слева внизу – флигель по Леонтьевскому переулку (стр. 2), слева вверху – дворовый флигель (стр. 3) 

Мы могли бы сегодня, завершая общественное обсуждение, продолжать дискуссию. Могли бы говорить очевидное – например, что классицистические композиции, особенно усадебные, обычно строятся на принципах зеркальной симметрии и удвоения, как правило, обладают парами или парными группами идентичных флигелей. Заявлять, что один из парных флигелей не обладает ценностью, выводить замкнутый внутренний двор из территории городской усадьбы – для человека, величающего себя экспертом – значит демонстрировать абсолютные историко-архитектурную безграмотность, профессиональную непригодность и неприкрытый цинизм.

Но мы не будем, что называется, ломиться в открытую дверь. 

Есть другое немаловажное обстоятельство. 

Для того, чтобы вынести ответственное решение о судьбе выявленного объекта культурного наследия по вышеуказанным адресам, Мосгорнаследию совершенно не нужно было принимать «экспертизу» г-на Зыбайло к рассмотрению, анализировать ее высоконаучный текст (с терминами «ЮНЭСКО» и т.п.) и тем более марать свой официальный сайт ее публикацией. 

Мосгорнаследию достаточно было заглянуть в свой собственный архив. И извлечь из него настоящую государственную историко-культурную экспертизу этого же самого выявленного объекта, выполненную в 2010 году маститым экспертом и председателем Научно-методического совета при нынешнем Мосгорнаследии Андреем Леонидовичем Баталовым

po7.jpg

В этой экспертизе, в полном соответствии с принципами объективности и научной достоверности, А.Л. Баталов делает вывод об обоснованности включения в Единый госреестр памятников России всего усадебного комплекса из трех строений, причем как ансамбля регионального значения. И территорию памятника, естественно, эксперт А.Л. Баталов определяет, включая в нее все три строения и усадебный двор.

po2.jpg

Территория объекта культурного наследия по экспертизе А.Л. Баталова. 2010 г.

poz6.jpg

Территория этого же объекта культурного наследия по "экспертизе" П.П. Зыбайло. 2020 г.

Затем Мосгорнаследие может извлечь из архива свое собственное решение от 12 октября 2010 года о согласии с заключением экспертизы А.Л. Баталова. Этот документ утвержден и подписан Алексеем Александровичем Емельяновым, заместителем председателя Москомнаследия 2010 года и руководителем Мосгорнаследия 2020 года

po5.jpg

po1.jpgpo6.jpg

Публикуем этот важнейший документ для всеобщего сведения.   

С 2010 года ни в усадьбе, ни в ее истории, ни в ее архитектуре ничего не переменилось. Никаких законных оснований переоценивать ее ценность и выводы А.Л. Баталова не существует.

Почему – при наличии экспертизы уважаемого эксперта о включении памятника в полном составе в госреестр и официального согласия с нею госоргана – городская усадьба Позднякова и спустя десять лет продолжает числиться в выявленных памятниках, знают, наверное, только в Мосгорнаследии и столичной мэрии. 

Но если в 2020 году Мосгорнаследие решило наконец определить ее охранный статус – мы хотим задать уважаемому департаменту всего два вопроса.

Выбросит ли Мосгорнаследие в мусорную корзину экспертизу председателя своего Научно-методического совета?

Отправит ли оно туда же документ с подписью своего руководителя о согласии с выводами о включении всех трех строений усадьбы Позднякова в госреестр?

Мы, конечно же, надеемся, что – нет и нет.

Мы, конечно же, верим, что в итоге все окажется на своих заслуженных местах: «экспертиза» г-на Зыбайло – в мусорной корзине, а ансамбль городской усадьбы Позднякова – в Едином госреестре памятников России.

P.S. Поскольку мы еще и законопослушные граждане, мы подготовили – в рамках общественного обсуждения – замечания на акт «экспертизы» г-на Зыбайло по заказу г-жи Ольшанской. 3 июня они направлены «Архнадзором» в Мосгорнаследие. Также публикуем для всеобщего сведения

Иллюстрации: "Архнадзор", материалы экспертиз. Заглавная иллюстрация: уличный фасад и план главного дома усадьбы. Из "Альбомов партикулярных строений..." М.Ф. Казакова

На главную