Нашли кому доверить

26.07.2019
Нашли кому доверить

Ответственным за восстановление уникальной церкви XV века оказался осужденный по «делу реставраторов»

Евгения Твардовская 

Данные на информационном щите возле Успенского храма в Мелетове исправляют – все равно как на школьной доске. Накануне бдительные граждане, а за ними и СМИ обратили внимание, что ответственным за проведение реставрационных работ  на драгоценном псковском храме 1462 года с уникальными росписями обозначен Владимир Сванбек – фигурант «дела реставраторов».

В соцсетях немедленно поднялся скандал – и теперь вместо Сванбека ответственным на щите возле храма значится уже Демченко В.В. 

мелетово3.jpg

Мелетово5.jpg

Очевидно, что поводом для этого стал серьезный общественный резонанс, хотя директор фирмы-подрядчика ООО «Анфилада» Руслан Аносов в интервью псковским СМИ и старался объяснить, что не видит ничего плохого в назначении Сванбека на эту должность, поскольку тот искупил свою вину и ранее ни в чём подобном замечен не был.

«Он один из самых опытных на такую должность по Санкт-Петербургу. У него огромный опыт. Я считаю, что [в «деле реставраторов»] он был абсолютно не виноват. Просто попал под горячую руку», - сказал Аносов.

Вера в людей – это, конечно, замечательно. Но вообще-то сам Владимир Сванбек вину признал. Так что решения и выводы следствия – это совсем не «просто». Приговор по уголовному «делу реставраторов» (доступен на сайте Дорогомиловского районного суда Москвы) недвусмысленно гласит о богатом профессиональном опыте, примененном во время реставрации Псковского театра драмы:

«Действуя в интересах организованной преступной группы, Сванбек В.К., согласно отведенной ему преступной роли, предоставил Коченову А.В. перечень скрытых работ, ненадлежащее производство которых невозможно было бы обнаружить при последующей эксплуатации здания (части работ по биоцидной обработке поверхности кирпичной кладки; реставрации поврежденной поверхности кирпичной кладки путем обмазки специальным (цемяночным) раствором с воспроизведением форм отдельных глубоко выветривающихся кирпичей (докомпоновке); реставрации архитектурно-лепного декора путем отливки недостающих фрагментов, склеиванию фрагментов деталей, подобранных из сохранившихся, а также отлитых вновь), которые под контролем Сванбека В.К. не подлежали выполнению на объекте и были включены Коченовым А.В. от имени ЗАО «БалтСтрой» в не соответствующие действительности документы о перечне выполненных работ и их стоимости (акты по формам КС-2, КС-3)».

Сванбек свою функцию выполнил: конкретный перечень стоил бюджету более чем 151 млн рублей. При этом недостоверные сведения об объёмах работ касались более чем 30 млн рублей. В материалах дела говорится, что Сванбеку было обещано общее покровительство и выплата премий.

Интересно, новое назначение – что-то из этого ряда?

Вот все вышеописанное в приговоре – это те умения и навыки, которые побуждают доверить человеку реставрацию хрупкого древнего храма?

Действия Сванбека суд квалифицировал по ч.4 ст. 159 УК РФ (пособничество в мошенничестве). Он раскаялся, а также возместил ущерб. Суд назначил ему наказание в виде 1 года и 4 месяцев лишения свободы, зачёл в срок наказания время содержания под стражей во время следствия и освободил в зале суда. Стороны приговор не обжаловали.

О бэкграунде нового куратора работ в Мелетове не сообщается. Но сама ситуация – крайне тревожная. Подход, что называется не внушает доверия. Тем более что у фирмы «Анфилада» тоже есть опыт с неисполненными госконтрактами.

ООО бралось за реставрацию в церкви Николая Чудотворца и в ансамбле зданий в Снетогорском монастыре. «Анфилада» практически выполнила контракт (он стоил 4,3 млн рублей, фирма выполнила работы на 4,1 млн рублей), который в 2019 году был расторгнут из-за невозможности выполнения всех работ, заявленных в смете. В соглашении о расторжении контракта говорится, что ни госзаказчик, ни компания не имеют претензий друг к другу.

мелетово2.jpg

Приятно, конечно, что голос псковской общественности вдруг обрел такую силу: подрядчик одумался и сменил распорядителя реставрации. Хотя, надо думать, вряд ли здесь обошлось без настоятельного совета из Петербурга (где базируется госзаказчик, Северо-Западная реставрационно-строительная дирекция Минкультуры РФ) или из Москвы. Но если вдуматься, то приятного мало: щит, судя по датам, появился еще в 2017 году – значит, до того, как его заметили и опубликовали в соцсети – и в Петербурге и в Москве кандидатура ответственного за реставрацию Мелетова всех устраивала?

Церковь в Мелетове, из-за реставрации которой столько копий было сломано - самый неудачный полигон для испытаний всех прелестей тендерной системы и кадровой политики нашей сферы реставрации. Как говорится, умные люди полны сомнений, а негодяи – решимости. Существующий порядок демонстрирует отбор – не совместимый с жизнью ценных объектов культурного наследия. Так что дело – не в дефиците средств. А в том, в чьи руки они попадают.

Фото: МК в Пскове, ФБ "Защитим исторический Псков"

На главную