«Ночные ведьмы» - на защите Дома офицеров

«Ночные ведьмы» - на защите Дома офицеров

21.10.2019
«Ночные ведьмы» - на защите Дома офицеров

К 75-летию Великой Победы власти города Энгельс Саратовской области решили снести легендарное здание гарнизонного Дома офицеров 1936 года постройки и… возвести его точную копию.

В октябре 1941 года в Доме офицеров размещались женские авиационные полки под командованием героя Советского Союза Марины Расковой. В свое время в энгельсском Доме офицеров встречали легендарного летчика Валерия Чкалова, космонавтов Юрия Гагарина, Германа Титова, Алексея Леонова. Долгие годы Дом офицеров находился на балансе Министерства обороны РФ. После многочисленных просьб во все вышестоящие инстанции, было принято решение вывести здание с баланса Министерства обороны. С 2009 года здание не эксплуатировалось, консервация не проводилась. За 10 лет оно сильно обветшало. Собственно, это вполне себе типичная история российского исторического здания…

Ни мимолетной тени сомнения, ни единой мысли о вандализме, похоже, не закрадывается в головы авторов намеченного сноса. Как и варианта реставрации вместо уничтожения.

А ведь именно про реставрацию шла речь во время визита спикера Госдумы Вячеслава Володина. Также было принято решение разбить парк у исторического здания, поставить новый памятник Марине Расковой. Сообщалось, что в марте 2019 было проведено обследование здания. Как выяснили специалисты, некоторые элементы фасада и колонны находятся в аварийном состоянии, в целом Дом офицеров оценивается удовлетворительно.

Однако теперь – отчего-то совсем другая история. Словно бы здание подменили. По словам руководителя ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Сергея Лазарева, по результатам обследований полному демонтажу подлежат перекрытия по деревянным балкам, деревянные перегородки, крыша, отделка, включая штукатурку стен, потолок и полы, амфитеатр в зрительном зале, системы инженерного обеспечения здания.

«Срок существования зданий подобного типа при должном уходе составляет около ста лет. К сожалению, на состояние дома офицеров значительное влияние оказал высокий уровень грунтовых вод и вывод здания из эксплуатации», — рассказал Сергей Лазарев, отметив, что сохранить здание невозможно. 

Архитекторы решили с применением 3D-сканирования выполнить точные обмеры сооружения. Вместо дома офицеров построят его точную копию в первоначальном виде. Бусаргин пообещал, что планируется максимально использовать сохранившиеся архитектурные элементы.

«Планируется, что в следующем году в отопительный сезон в новом здании начнутся отделочные работы», — рассказал зампред.

энгельс4.jpg

энгельс2.jpg

энгельс3.jpg

энгельс5.jpg

Итак, ситуация и угол зрения сменился на диаметрально противоположный. Очевидно, что снести легче, чем реставрировать. Ну а память и подлинность – так ведь три-дэ ж сняли. Слишком хорошо и широко известен такой подход, сметающий на своем пути все мало-мальски ценное и живое. Конечно, Дом офицеров не в лучшем состоянии, конечно, объем работ и вмешательства необходим большой, но – на то и существуют реставрационные подходы и практики. Если каждый раз сносить – так Домов офицеров не напасешься. И не из таких руин здания поднимали. Да и потом, если уж Саратовская область, судя по активности общественности, волонтеров, депутатов, представителей госорганов, все же решила встать на путь сохранения наследия, то как-то нелогично начинать со сноса… Да еще под эгидой добродетельного обновления…

То, во что рискует вылиться ситуация, прекрасно понимают авторы обращения на имя Вячеслава Володина - потомки ветеранов трех женских авиаполков, сформированных Героем Советского Союза М.М. Расковой.

Приводим текст обращения полностью, так как в этом письме важны не только излагаемые факты, но и имена с подписями, и чувства людей. Возможный снос Дома офицеров – удар по общей памяти, по общей Победе. Оправдание подмены, уравниловка подлинника и копии, непонимание преемственности – это ментальность временщиков, которым не дано понять, почему этот Дом офицеров так дорог людям, которые родились десятки лет спустя после того, как кончилась война, а многие из них даже никогда и не видели своих погибших бабушек и дедушек…

***

Спикеру Государственной Думы РФ

Володину В.В.

Уважаемый Вячеслав Викторович!

К Вам обращаются потомки ветеранов трех женских авиаполков, сформированных Героем Советского Союза М.М. Расковой (46-го гвардейского Таманского ночного легкобомбардировочного авиаполка – знаменитых «ночных ведьм», 125-го гвардейского Борисовского бомбардировочного авиаполка и 586-го истребительного авиаполка), прошедших по фронтовым дорогам Великой Отечественной войны славный путь от берегов Волги до логова врага в Берлине и члены Авиагруппы 122.

Когда началась Великая Отечественная война наши матери и бабушки, не жалея себя встали плечом к плечу с мужчинами, защищавшими нашу Родину, явив пример мужества, героизма и величайшей силы духа.

С большим воодушевлением и благодарностью мы восприняли Вашу идею о реставрации Гарнизонного Дома офицеров в Энгельсе (Саратовская область), – здания где формировались уникальные женские полки, где они фактически «встали на крыло».

Тем обиднее нам, потомкам, слышать о том, что здание Дома офицеров готовится к сносу. Между тем, это ЕДИНСТВЕННЫЙ материальный памятник, оставшийся свидетелем начала фронтового пути наших мам и бабушек. Ведь именно в этом здании девушки жили во время обучения, о котором многие из них потом с неизменной гордостью вспоминали, именно в этом здании они принимали присягу! Этот Дом офицеров «провожал» на фронт каждый из трех полков, не все смогли побывать в нем после войны.

Еще до войны Энгельсская военная школа пилотов «гремела» на всю страну, а Дом офицеров был центром жизни летного городка. Так было и в послевоенные годы – многочисленная саратовская «диаспора» ветеранов трех женских авиаполков устраивала там встречи однополчанок. И всегда на глазах женщин проступали слезы от пережитого.

Нам известно, что долгие годы Дом офицеров находился на балансе Министерства обороны РФ, представляя для военных скорее балласт и источник ненужного расходования средств, чем предмет гордости и памяти. В связи с этим и в силу своего возраста (1935 год постройки) здание последние несколько лет пустовало (из него были выселены и Совет ветеранов, и библиотека), от него были отключены все коммуникации, вследствие чего началось разрушение фасада. Однако, даже когда Дом офицеров был официально закрыт для посещения по причине «аварийности», осмотр его внутренних интерьеров говорил о том, что здание подлежит восстановлению.

Уверяем Вас, что внутреннее убранство Дома было очень трепетно сохранено, в помещениях ощущался дух тридцатых годов. Мы могли остаться в этом здании наедине с памятью о наших матерях.

Нам очень радостно знать, что судьба Дома офицеров волнует не только нас, но и всех жителей Летного городка, ветеранов, представителей музейного сообщества, военных историков. После многочисленных просьб во все вышестоящие инстанции, было принято решение вывести Дом офицеров с баланса Министерства обороны. Позже в нем были проведены инженерно-технические и визуальные обследования, показавшие плачевное состояние здания.

В результате было официально объявлено о сносе Дома офицеров и строительстве на его месте точной копии. Нам не представляется возможным в таком контексте говорить о «реставрации», так как она подразумевает сохранение и спасение старого, а не строительство «новодела», лишенного всякой исторической и мемориальной ценности. Мы понимаем, что в контексте веяний сегодняшнего дня современное здание выглядит более привлекательным и (возможно) дешевым вариантом. Но в преддверии празднования 75-летнего юбилея Великой Победы, подрастающее поколение лишается возможности физического присутствия в этих уникальных стенах. Мы считаем, что одно нахождение в здании, которому 84 года, заставляет молодое поколение по-иному взглянуть и на само понятие истории и на все события XX века, которым был молчаливым свидетелем этот Дом.

Мы, люди, которым дорога историческая память, очень просим Вас взять на контроль работы, которые вот-вот начнутся в Доме офицеров. Во время своего визита в Энгельс Вы говорили о реставрации здания, превращении его в музей, а прилегающей территории – в мемориальный комплекс.

Нам жизненно важно, чтобы все работы проводились максимально корректно и тщательно, с привлечением, в том числе, независимых экспертов.

Уважаемый Вячеслав Викторович, просто необходимо максимально сохранить исторические стены здания и внутреннее убранство! За это подрастающее поколение когда-нибудь скажет нам спасибо, как мы говорим сейчас нашим ветеранам.

С сегодняшним уровнем развития строительных технологий это мог бы быть уникальный проект по созданию крупнейшего «Музея трех женских авиаполков» в историческом здании, имеющем прямое отношение к истории этих соединений.

Очень просим Вас взять реставрацию здания под личный контроль. К сожалению, у всех на слуху случаи такого восстановления памятников истории и архитектуры, что утрачивается всякая ценность здания. Как говорят специалисты, современные технологии позволяют реставрировать, сохранять фактически любое строение, каким бы аварийным оно не было и какую бы степень износа не содержало – вопрос лишь в количестве выделяемых средств. Просим Вас не допустить сноса энгельсского Дома офицеров накануне 75-летия Великой Победы. Мы уверены в том, что Дом офицеров можно сохранить, но для этого необходимо Ваше личное вмешательство!

 

С уважением,

Семиреченская Т.И. – дочь Героя Советского Союза, заместителя командира эскадрильи 46-го гв.НЛБАП А.Ф. Худяковой;

Николенко А.С. – внучка Героя Советского Союза, заместителя командира эскадрильи 46-го гв.НЛБАП А.Ф. Худяковой;

Сивкова И.Г. – дочь Героя Советского Союза, штурмана эскадрильи 46-го гв.НЛБАП Е.В. Рябовой;

Хромова М.А. – дочь комиссара эскадрильи 46-го гв.НЛБАП К.П. Карпуниной;

Манаенкова Е.Т. – дочь Героя РФ, штурмана эскадрильи 46-го гв.НЛБАП А.Ф. Акимовой;

Кан Л.Ю. – дочь комиссара эскадрильи 46-го гв.НЛБАП И.В. Дрягиной;

Русакова О.В. – внучка старшего летчика 125-го гв.БАП Т.И. Русаковой;

Захарова Т.Д. – дочь штурмана эскадрильи 46-го гв.НЛБАП Л.К. Радчиковой;

Ларина И.А. – дочь техника эскадрильи 46-го гв. НЛБАП М.А. Щелкановой;

Павелко Г.А. – дочь техника эскадрильи 46-го гв. НЛБАП М.А. Щелкановой;

Ларин Е.В. – внук техника эскадрильи 46-го гв. НЛБАП М.А. Щелкановой;

Павелко Ф.В. – подполковник, ветеран боевых действий, внук техника эскадрильи 46-го гв. НЛБАП М.А. Щелкановой;

Грингауз Е.В. – внучка техника эскадрильи 46-го гв. НЛБАП М.А. Щелкановой;

Довбня Е.А. – внучка механика 46-го гв. НЛБАП Е.А. Журавлевой;

Журавлев Е.А. – внук механика 46-го гв. НЛБАП Е.А. Журавлевой;

Николаева О.В. – внучка адъютанта эскадрильи 46-го гв. НЛБАП Л.Л. Николаевой;

Шлейтерова А.В. – внучка штурмана звена 125-го гв.БАП Е.Я. Батухтиной;

Борисова О.Е. – авиационный инженер, спортсмен-планерист;

Плетнева Ю.Н. – руководитель Музея ГСС, летчицы Т.П. Макаровой (ГБПОУ Пищевой колледж №33, Москва);

Чудинова С.В. – историк авиации, автор книги «Женщины-герои СССР и РФ»;

Максимова Г.Ю. – режиссер, создатель современной видеолетописи трех женских авиаполков;

Павлова О.С. - учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 285 им. В.А. Молодцова;

Рукавицын И.М. – полковник в отставке, племянник летчицы 46-го гв. НЛБАП М.И. Рукавицыной;

Бобылева Ю.В. – член ВИК «Авиагруппа 122»;

Шутова Е.И. – старший лейтенант медицинской службы запаса, военный пенсионер;

Курицына М.Л. – руководитель Музея 46-го гв. НЛБАП (ГБОУ Школа № 1576, Москва);

Родионова Н.Е. – член Совета Музея 125-го гв.БАП (Пушкин, Ленинградская обл.);

Столбов С.Л. – краевед, исследователь, поисковик;

Маслова Т.В. – мастер спорта СССР по вертолетному спорту, член Межрегиональной общественной организации Союз женщин летных специальностей «Авиатриса».

***

Фото: ИА Версия-Саратов

 

 

На главную