Петербургскую Трою таранит «Хрустальный корабль»
«Газпром нефть» объявила результаты международного конкурса на разработку общей архитектурной концепции развития участка, принадлежащего компании на Охтинском мысе в Санкт-Петербурге. Победителем стала концепция японского архитектурного бюро Nikken Sekkei.
Оно предложило создать на участке «инновационный комплекс мирового уровня», который будет состоять из двух зданий средней высотой 28 метров и общественного парка, выходящего на набережную Невы. Что касается археологически ценных участков, то сообщается следующее: «На 4 охраняемых государством зонах, расположенных на участке инвестора, строительство вестись не будет. Их площадь не более 0,8 га, что составит чуть более 15% от общей площади проекта. Эти объекты останутся в неприкосновенности и будут выведены за пределы застройки, а после благоустройства — станут частью общественной зоны комплекса и парка».
Напомним, что вообще-то на Охтинском мысу археологи обнаружили целый «слоеный пирог» из фортификаций и поселений – от неолита до XVIII века. Были выявлены остатки сразу трех укреплений различных эпох: древнего городища, шведских крепостей Ландскрона (1300 г.) и Ниеншанц (XVII в.). В конце 2010 года, благодаря усилиям петербуржцев, строительство Охта-центра на этой территории было отменено. Но многолетние попытки поставить ее под охрану не увенчались успехом. Экспертиза с выводом о необходимости сохранения всего памятника целиком и полным запретом застройки – была выполнена по заказу петербургского отделения ВООПИК еще в 2014-м. Но органы охраны — КГИОП, а затем Минкультуры — проигнорировали эту экспертизу, согласовав другую, заказанную Газпромом. Большая часть археологического памятника оказалась снята с охраны… В результате археологически ценная территория теперь разделена на части и фрагмент ее находится «под Газпромнефтью», которая ни о каких археологических парках и слышать не хочет. Но градозащитники слишком хорошо знают, чем заканчиваются в реальности формулы про благоустройство и красивые проекты, подписанные иностранными именами: обычным строительством квадратных метров под жилье и офисы.
Активисты сейчас проводят пикеты против строительства и предлагают подписать петицию:
«Несколько лет назад эту территорию удалось отстоять от строительства небоскрёба, так называемого "Охта-центра". 400-метровый монстр не только изуродовал бы охраняемые панорамы Петербурга, он грозил уничтожить памятник археологии — остатки крепостей допетровского времени и поселения эпохи неолита. Несмотря на то, что находки на Охтинском мысу важны даже не в общероссийском, а в мировом масштабе (территория входит в состав объекта всемирного наследия под охраной ЮНЕСКО "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников"), судьбу уникального археологического комплекса по-прежнему решает частная компания, обладающая правами на землю. Мы считаем застройку Охтинского мыса неприемлемой и обращаемся к властям с требованием вмешаться и отменить реализацию данного проекта. Мы требуем сохранения всех археологических объектов на Охтинском мысу и создания на этой территории археологического музея-заповедника».
На этом фоне крайне циничными выглядят комментарии авторов и инициаторов проекта, которые, уничтожая подлинные следы истории, говорят о ее сохранении и уважении… Ситуация – очень похожа на подход, продемонстрированный в московском Зарядье…
Елена Илюхина, член Правления «Газпром нефти» и генеральный директор «Газпром нефть — Восточно-Европейские Проекты»:
Предложенное японскими архитекторами концептуальное решение двух соединенных между собой стеклянных зданий очень точно и деликатно решает задачу создания современного высокотехнологичного инновационного комплекса, формирующего комфортную, дружелюбную и безопасную среду как для наших сотрудников, так и для горожан и туристов. Мы считаем крайне удачной предложенную идею по созданию во внутренних пространствах комплекса зеленых галерей и вертикального озеленения. Важным фактором стало то, как проект учитывает богатый исторический контекст Петербурга и района Охты и имеющиеся ограничения на участке и не затрагивает охраняемую территорию. А общественный парк спроектирован так, чтобы кроме обычных активностей в нем можно проводить мероприятия общегородского масштаба».
Тадао Камеи, президент Nikken Sekkei:
«Основной принцип нашей концепции Crystal Vessel (Хрустальный корабль) — уважая историю, смотреть в будущее. Санкт-Петербург — особый город, в котором к любому архитектурному проекту нужно всегда подходить с особой осторожностью и ответственностью. Мы постарались выразить в архитектуре гений этого места, его глубокую историческую связь с развитием России как великой морской державы. С другой стороны, для нас важно создать здесь архитектурный проект мирового уровня, придать этому месту больше открытости и прозрачности и сделать это место доступным и привлекательным для горожан и туристов».
Однако у горожан и туристов другое мнение: «Выбранная "Газпромом" концепция просто максимально занимает весь объем офисными площадями, - сказал «Хранителям Наследия» Александр Кононов, зампредседателя Совета петербургского отделения ВООПИК. - Других достоинств у неё нет. Среди конкурсных были более интересные предложения, на ножках, чтобы не лезть так массированно под землю, где целый археологический мир. Выбранный проект не учитывает должным образом археологическую составляющую Охтинского мыса. Документы КГИОП и Минкульта оспариваются в судебном порядке».
Фото: Михаил Рыжов, материалы концепции
Фильм об археологических памятниках Охтинского мыса: