Поджог памятника архитектуры в Иркутске
В Иркутске – очередная статусная потеря. Сгорела усадьба купца Федора Кузнецова на ул. Свердлова, д. 11А. Двухэтажный деревянный дом 1890-х годов постройки – выявленный объект культурного наследия с 2014 года. Пожар произошел в воскресенье вечером, 15 человек были эвакуированы. Площадь пожара составила 270 кв. м, произошло обрушение потолка над двумя квартирами на втором этаже, поврежден подъезд. Однако дом устоял и внешне стены сохранились.
Дознаватели сразу заговорили о поджоге. Сегодня уже прокуратура сообщила о том, что задержан подозреваемый.
"Сотрудниками полиции задержаны лица, подозреваемые в поджоге жилого дома. В настоящее время по факту пожара дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы Иркутска проводится проверка в порядке ст. 144 УПК РФ. Ход проверки поставлен на контроль прокуратуры", - говорится в сообщении.
О реакции Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области – не сообщается. Никакой реакции и намерений обратиться в правоохранительные органы на сайте госоргана тоже нет.
7 декабря на месте пожара побывал председатель общественной инспекции по контролю за состоянием и реставрацией памятников истории и культуры при Президиуме Иркутского регионального отделения ВООПИК Григорий Красовский.
Видео его интервью выложил местный интернет-ресурс. По словам Григория Красовского, за территорию, на которой стоит дом – давно идет борьба. Вокруг него сжимается кольцо: сейчас уже все оформлено на одного частного собственника. Он отметил, что в Иркутске «в привычку вошло сжигать памятники и строить еврокоробки». Не исключено, что нынешнее ЧП также имеет под собой коммерческие основания. В своем Фб Григорий Красовский написал следующее:
«За многие годы в Иркутске было сожжено множество памятников и ни одно из этих преступлений не было раскрыто правоохранительными органами. Во времена Якубовского, как его в народе называли "мэр-поджигатель", поджоги были настолько наглыми, что бывало в центре города сжигали одновременно сразу пять памятников (2003г.)!
С 2011 года ИРО ВООПИК обращалось к губернатору и Заксобранию Иркутской области с предложением издать нормативный акт, навечно закрепляющий землю за памятниками истории, культуры, природными, ландшафтными памятниками, как это сделано в целом ряде территорий Российской Федерации. Таковой областной закон, «как рукой снимает» желание жечь и вырубать. Не помешало бы депутатам Думы г. Иркутска обратиться к депутатам Законодательного собрания Иркутской области с предложением инициировать внесение дополнений в статью 47 (Воссоздание утраченного объекта культурного наследия) Федерального закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Следует добавить пункт, обозначающий, что в случае утраты объекта культурного наследия собственник обязан провести работу по его воссозданию. Иркутяне! Сколько мы ещё будем терпеть эти поджоги и издевательства над нашим старинным городом?»
Фёдор Фёдорович Кузнецов был родом из мещан Камышлова, что на Урале. Как он появился в Иркутске, неизвестно, но торговля железными товарами шла успешно, и в 1906 году он построил в городе литейно-механический завод, производительность которого через два года составила уже 35 тысяч рублей. На заводе было создано 26 рабочих мест, что считалось вполне приличным предприятием. Проживал Федор Кузнецов в соседней двухтажной усадьбе на Баснинской, 9 (ныне ул. Свердлова). Дом 11 был доходным.
О пожаре сообщил в соцсетях журналист Алексей Шапенков, который возвращался с работы: "Угол Степана Разина и Свердлова... думаю, что дому усе... Но пожарные молодцы - пытаются спасти и не дают перекинутся (а такой вариант нельзя исключать) на рядом стоящие дома...сейчас лежу, слушаю процесс тушения и горения. Слышно щёлкание дерева и, возможно, шифера". Журналист Владимир Кочетов написал в соцсетях: "Угол улиц Степана Разина и Свердлова. Кусочек моего детства, который теперь потерян".
Видео и фото: Григорий Красовский, ГУ МЧС по Иркутской области