С разрешением напролом

5 декабря общественные активисты Немецкой слободы вновь забили тревогу по поводу «палат Анны Монс». На этот раз – не по поводу их грядущей «обратной застройки», которая скроет памятник от города на десятилетия. И даже не по поводу реставрации, которая все никак не начнется.
Просто вдруг выяснилось, что в фасадной стене дома Вандергульстов, единственного подлинного здания петровской эпохи, уцелевшего в Немецкой слободе, теперь зияет прямоугольный пролом. И видны некие подпорки.
«Активисты Немецкой слободы обнаружили отсутствие части стены дома, – написали общественники в соцсети. – Первые две фотографии сделаны сегодня. Третья – в середине ноября 2021 года. Видно, что по сравнению с ноябрем справа от правого окна выломан большой кусок стены. Причем края слома весьма ровные».
Декабрь 2021 г.
Ноябрь 2021 г.
Участок фасадной стены справа от парадных наличников и раньше выглядел весьма проблемно: на него лилась вода с прохудившейся кровли, выпадала кладка, рухнула часть карниза. Никаких противоаварийных мер ни государственный, ни частный собственник годами не принимали. Теперь, судя по всему, в памятнике архитектуры федерального значения, недавно перешедшем в частные руки, имели место либо обрушение, либо разборка. Либо и то и другое.
«Хранители Наследия» обратились за разъяснением к начальнику Управления территориального контроля Мосгорнаследия Олегу Голосному. Согласно его рассказу, речь не идет о самодеятельности: аварийный участок кладки был демонтирован по разрешению Мосгорнаследия и в соответствии с проектом противоаварийных работ – как раз во избежание дальнейших обрушений.
Затем в соцсети появилось вот такое сообщение от имени Департамента культурного наследия Москвы:
Звучит странно: если подрядчик «непосредственно к противоаварийным мероприятиям пока не приступил» – кто и на каком основании разобрал часть кладки стен рубежа XVII–XVIII вв.? И почему для столь почтенного и уникального памятника, в котором дорог каждый подлинный фрагмент, был применен именно метод частичной разборки, а не другие способы «удержания» поврежденной кладки, каких отечественная реставрационная теория и практика знают множество?
Особенно эффектно, конечно, выглядит белокаменный наличник, опирающийся теперь на железную палочку. Думаем, что вопросы о реставрационных картограммах разбираемой кладки и последующем возвращении пригодных кирпичей на место прозвучат уж совсем наивно и риторически.
Состояние палат Вандергульстов после многолетнего запустения и в самом деле аховое, о чем свидетельствуют, например, фотографии общественницы Натальи Салтыковой, которой удалось недавно побывать в здании.
Но если все аварийные и поврежденные участки кладки разбирать, а не укреплять, если к уникальному объекту культурного наследия подходить с разрешением на пролом или, если угодно, – с разрешением напролом – от палат в Немецкой слободе останется только воспоминание на подпорках.
Фото: Наталья Салтыкова