За вашу и нашу Охту

04.01.2021
За вашу и нашу Охту

Пейзаж перед битвой: что произошло после президентского совета по правам человека

«Хранители Наследия»

Прошел почти месяц с заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, где обсуждалась идея создания на Охтинском мысе в Санкт-Петербурге археологического музея-заповедника – взамен намеченного строительства офисного комплекса.  Как мы помним, Владимир Путин назвал эту идею, высказанную главным редактором «Хранителей Наследия», «очень хорошей», «интересной» – и обещал переговорить «с петербургскими руководителями и собственниками земельного участка».

Что изменилось с тех пор?

okh1.jpg

Судебный иск к КГИОП

Одной из последних новостей уходящего 2020 года стала информация о связанном с Охтой судебном иске к Комитету по госконтролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга. О зарегистрированном иске к КГИОП, который, как считают заявители – Анна Капитонова, Надежда Тихонова и другие – незаконно бездействует, не включая «Оборонительные рвы и основание башни крепости Ландскрона» в перечень объектов культурного наследия, сообщила 25 декабря объединенная пресс-служба городских судов Санкт-Петербурга.

Как указано в иске, 23 ноября 2020 года кандидат исторических наук Петр Сорокин (руководитель археологических раскопок на Охтинском мысе в 2008–2010 гг.) направил в КГИОП заявление, в котором сообщал, что вышеуказанные археологические объекты на Охте обладают признаками объектов культурного наследия. Но по нему в комитете не приняли никакого решения, сославшись на то, что «в 2009 году выявление объектов археологического наследия по заявлению открытого листа предусмотрено не было». Заявители просят суд признать такую позицию КГИОП незаконной и обязать его рассмотреть заявление Петра Сорокина. Заявление принято к производству.

Парламентский запрос о выкупе

Тем временем депутаты петербургского Законодательного Собрания обратились к губернатору Александру Беглову с просьбой выкупить у собственника территорию Охтинского мыса. Соответствующий запрос депутатов Бориса Вишневского и Надежды Тихоновой утвержден городским парламентом. Документ, как сообщает петербургская пресса, был поддержан 45 голосами. Депутаты просят городские власти создать на Охте археологический музей. 

okh2.jpg

ВООПИК обращается к Президенту

Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) 21 декабря 2020 года направил письмо (за подписью председателя Артема Демидова) на имя Президента России Владимира Путина – в поддержку идеи создания археологического парка-музея на Охтинском мысе. «Считаем, что археологические памятники Охтинского мыса, знаменующие собой важные этапы в истории Российского государства и Европы, должны быть полностью сохранены и музеефицированы. Необходимо предохранить эту уникальную историческую территорию от застройки и сохранить реальные свидетельства российской и международной истории для будущих поколений», – подчеркивают в ВООПИК. Общество охраны памятников просит Президента РФ дать поручение Правительству РФ проработать вопрос создания музея-заповедника на Охте и выработать предложения по этому вопросу. А до этого – приостановить застройку участка. К письму приложена подробная справка о ценности выявленных археологических памятников Охтинского мыса. 

okh12.jpg

Реконструкторы на защите Охты

В битву за Охту включились в последней декаде декабря и реконструкторы. Публичную акцию в поддержку идеи музеефикации памятников археологии Охтинского мыса провели ветераны российского движения реконструкторов Петр Васин и Виктор Лихачев. Старейший в России клуб военно-исторической реконструкции средневековья – «Княжеская дружина», основанный Петром Васиным, проводил акции на Охте, во время открытия памятного знака в честь взятия Ниеншанца, еще в 2000 году.

«Мы находимся на очень важном историческом месте. Еще до Петра I, который ступил на эту землю, чтобы город основать, здесь уже бились новгородцы за то, чтобы отстоять, заметьте – не завоевать, а отстоять свою землю от завоевателей-шведов, – говорит Петр Васин. – Мы должны помнить, что эта земля была русская, новгородская. За нее бился Александр Невский и его потомки. Вот поэтому все это должно быть отражено в музее-парке, чтобы помнили и мы, живущие сейчас, и дети наши».

okh9.jpg

Схема расположения объектов археологического наследия на Охте

«Я за археологический парк, чтобы возможно было проследить историю. Тут, насколько я знаю, от каменного века находки, – добавляет Виктор Лихачев. – Человек придет сюда посмотреть на историю – от неолита и почти до наших времен. Это интересно. Для города это будет лучше, чем построить тут пару офисов. Офисы можно где угодно поставить».

«Охтинский мыс нельзя делить на участки»

В заключение – несколько слов о том, почему утвержденные на сегодня КГИОП Санкт-Петербурга и Минкультуры РФ официальные границы и предмет охраны памятников Охтинского мыса эксперты считают недостаточными для их полноценной охраны, а градозащитники неоднократно пытались оспорить в судах. Вот мнение Петра Сорокина, главы Санкт-Петербургской археологической экспедиции и руководителя раскопок на Охтинском мысу, высказанное им еще в 2019 году: 

«Территорию мыса нельзя делить на участки — расположенные на нем памятники можно охарактеризовать как ансамбль, включающий комплекс разновременных фортификаций, сохранившихся на всей его площади. Это сооружения, которые по закону должны сохраняться на месте их обнаружения.

okh7.jpg

Остатки каменного сооружения в крепости Ниеншанц

 А приказ Минкульта и распоряжение КГИОП игнорируют эти объекты культурного наследия и объявляют это отдельными разрозненными, причем значительно уменьшенными по сравнению с зафиксированными в наших отчетах, участками (в основном неолитического) культурного слоя. Этим же термином характеризуются у них Карлов бастион Ниеншанца и участок могильника. Культурный слой, в отличие от недвижимых архитектурно-фортификационных объектов, может раскапываться в процессе охранных археологических раскопок — и после этого там вообще не останется следов от памятников. Это и является целью владельца территории и названных охранных организаций — расчистить территорию под застройку без обременений. 

okh8.jpg

Карлов и Мертвый бастионы крепости Ниеншанц

И все разговоры в ангажированных СМИ о планах создания там музея — это пока фиговый листок, которым пытаются прикрыть всю эту историю. Главные музейные экспонаты на этой территории – это не вещи, а объекты, занимающие значительную площадь и препятствующие любому строительству, если строго соблюдать законодательство. В данном случае мы вновь сталкиваемся с очередной попыткой его обойти. На этот раз экспертиза, обосновывающая приказы охранных органов, была сделана в Казани и, несмотря на критику специалистов, утверждена Минкультуры, которое за год до этого, без особых причин, отклонило экспертизу Петербургского ВООПИКа, обосновывавшую сохранение памятников и создание здесь Археологического парка. Кроме музея, на мысу должны появиться зеленая зона, спортивные и детские объекты. Основную территорию мыса логично было бы зарезервировать под Археологический парк с музеефикацией, полной или частичной, исторических крепостей, связанных с яркими страницами российской истории, такими как борьба за выход Руси и России к Балтике, международная торговля по пути из варяг в греки, отношения России с европейскими странами. Отношение к таким памятникам характеризует не отдельно взятых застройщиков и временных властей, им покровительствующих, а страну в целом и в долгосрочной перспективе».

щлр5.jpg

Остатки деревянной башни-донжона крепости Ландскрона

okh3.jpg

Картинки будущего

И наконец, пара примеров того, как мог бы выглядеть археологический музей-заповедник на Охте — в том случае, если идея его создания восторжествует-таки над проектами коммерческого освоения участков.

Во многих странах Европы крепости, типологически подобные Ниеншанцу, восстановлены и музеефицированы. И служат своим городам – как общественные пространства и туристические достопримечательности.

okh10.jpg

Форт Бауртанге в голландской провинции Гронинген. Был построен в 1593 году по приказу Вильгельма I Оранского. Последний раз использовался в военных целях в 1672 году. В XIX веке пришел в упадок. В 1960 году местные власти приняли решение о восстановлении форта на период 1740–1750 гг. В наши дни форт Бауртанге является историческим музеем. На его территории систематически проводятся торжественные мероприятия и международные реконструкции исторических битв, что привлекает немалое количество туристов.

okh11.jpg

Крепость Кастеллет в Копенгагене (XVII в.) является одним из наиболее мощных оборонительных сооружений Северной Европы. Имеет исторический статус, но до сих пор находится в структуре оборонного ведомства Дании. В 1989–1999 годах крепость была реконструирована за счет датского миллионера и мецената Арнольда Мёллера. В крепости по-прежнему размещен военный гарнизон, и доступ публики на территорию ограничен. Но общественный парк вокруг крепости стал любимым местом отдыха копенгагенцев. Он используется для прогулок, занятий спортом, раз в год здесь выступает Датский Королевский балет.

щлр6.jpg

Проект археологического музея-заповедника на Охте

Иллюстрации: «Градозащитный Петербург», открытые источники 

На главную