Конец «Сказки», начало правды

Конец «Сказки», начало правды

04.06.2019
Конец «Сказки», начало правды

Концепция по сохранению деревянного зодчества принята. Что дальше?

Евгения Твардовская

Первым пунктом повестки дня Коллегии Минкультуры РФ, состоявшейся 3 июня, был пункт «О Концепции по сохранению памятников деревянного зодчества и включению их в культурный оборот до 2025 года». Обсуждение – долгожданное, так как прошлые Коллегии не принимали по Концепции окончательных решений и пауза затянулась: в 2019-м - документу исполняется уже три года.  

коллегия1.jpg

сказка2.jpg

Бессмысленный снос «с особой жестокостью»

Фактическим прологом к обсуждению путей спасения деревянного зодчества стал снос в подмосковной Малаховке «Сказки» - деревянной дачи начала ХХ века, в которой до недавнего времени располагалась школа. Была надежда, что «Сказку» удастся сохранить, заявив ее под госохрану, но – увы…

«Снос вероломно начался в 7 утра понедельника, по специальному заданию после сноса бензопилами были уничтожены все декоративные элементы с резьбой. Здание имело статус объекта, обладающего признаками культурного наследия, то есть его снос был официально запрещен законом. Однако Управление культурного наследия (ГУКН Московской области – Ред.) не сделало ничего, чтобы спасти памятник, остановить преступников из администрации и принять вовремя решение о выявлении дачи. Один в один повторена схема со снесенным год назад Мытищинским заводом», - написал в ФБ руководитель Подмосковного ВООПИК Евгений Соседов.

Портал «Наступление на наследие» сообщил детали: «Местная администрация пригнала экскаваторы несмотря на законодательный запрет демонтажа заявленных под государственную охрану объектов культурного наследия. Работы ведутся для строительства нового корпуса общеобразовательной школы "Сказка". Против подобных планов собрано более 5000 подписей, а в защиту объекта вступили посольства Франции, Израиля, а также члены ICOMOS (Международный совет по охране архитектурных памятников и достопримечательных мест при ЮНЕСКО)». ВООПИК неоднократно указывал на то, что при оформлении документов на строительство муниципальные власти дали недостоверную информацию, что на участке отсутствуют капитальные сооружения. 

Но все призывы остались неуслышанными. О грядущем сносе говорил напрямую глава городского округа Люберцы Владимир Ружицкий, закладывая памятную капсулу в основание нового будущего здания школы. Чем бы ему помешал сказочный исторический теремок по соседству и почему там нельзя было устроить школьный музей или разместить детские кружки – загадка, как и то, почему «расправились» с домом с особой жестокостью, распилив и превратив в щепки все декоративные элементы, не оставив на память ничего. Кто вообще вынуждал делать этот снос? Отговорки типа требований инвесторов в данном случае не работают… А оправдывать незаконный снос интересами детей – так и просто аморально.

Активисты пытались предотвратить снос, звонили на горячую линию в прокуратуру, писали губернатору, вызывали полицию… Но - Малаховку лишили замечательного объекта, невосполнимой части ее индивидуальности.

IMG_6766.JPG

Начало «деревянного» процесса

Работу Коллегии Минкультуры вел Владимир Мединский, который напомнил, что на предыдущем обсуждении вопрос о реализации Концепции по сохранению деревянного зодчества был оценен как недоработанный. Концепция, тем не менее, получила одобрение Федерального научно-методического и Общественного советов Минкультуры РФ. Свои предложения и дополнения подготовили ВООПИК, музеи деревянного зодчества, Росимущество. Конечно же, разговор вышел за рамки обсуждения исключительно Концепции: говорили и об общих проблемах в реставрационной отрасли.

Елена Богданова, директор музея-заповедника «Кижи», обратила внимание, что главными пунктами для практической работы остаются: специальные правила пожарной безопасности для музейных объектов и памятников деревянного зодчества (общие правила здесь не работают) и вопросы страхования. Последние – никак не проработаны и выходит, что по нормативам страховое возмещение за Преображенскую церковь составляет 138 тысяч рублей, а по коммерческим расценкам – 1,5 млн рублей. При этом 441 млн был затрачен на реставрацию. Наконец, важен кадровый вопрос: всего семь реставраторов деревянного зодчества имеют высшую категорию и могут быть допущены к работе с особо ценными объектами, такими как Преображенская церковь в Кижах, которая в 2020 году откроется после реставрации, длившейся почти 40 лет.

Артем Демидов, председатель Центрального Совета ВООПИК, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ предложил продумать систему проведения реставрационных работ на памятниках деревянного зодчества, которые бы учитывали их специфику: увеличить сроки исполнения контрактов, предусмотреть возможность назначения единственного подрядчика. Важно также для деревянных ОКН разработать порядок передачи их в собственность или в долгосрочную аренду общественным организациям. Необходимо как можно шире для юридической защиты памятников использовать форму исторических поселений, что особо актуально для средовой деревянной застройки.

Роман Рыбало, директор Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры РФ, привел цифры статистики: у нас 7321 памятник деревянного зодчества. На региональном и федеральном уровнях в 2018–2019 гг. они получили в общей сложности по 800 млн рублей на реставрацию и сохранение. Плюс деньги от частных меценатов и благотворителей: например, «РусАл» в Красноярске выделил на сохранение исторических деревянных кварталов более 1 млрд рублей.

Для реализации Концепции и последующего управления объектами деревянного зодчества Минкультуры РФ предлагает организовать особый ведомственный проект, который согласился возглавить директор Института наследия Владимир Аристархов. В совет проекта войдут представители профессионального сообщества, Роскультпроекта, Росимущества, волонтерских и общественных организаций. Ведомственный проект станет координатором работы по семи основным направлениям: мониторинг состояния деревянных памятников, поддержание порядка на территориях ОКН, оформление имущественных прав, проведение противоаварийных работ, противопожарная безопасность, организация спецфинансирования сохранения деревянного зодчества путем специального займа Нового банка развития БРИКС, популяризация деревянных памятников и включение их в маршруты «Золотого кольца» и «Серебряного ожерелья России».

Все участники обсуждения были согласны с тем, что невозможно проводить качественные научные реставрации объектов деревянного зодчества в рамках закона о госзакупках. Необходимо иметь возможность выбирать пользующихся доверием производителей реставрационных работ как «единственных поставщиков», изменять сроки контрактов для соблюдения реставрационных технологий и т.п.

Роман Рыбало сообщил собравшимся, что прорабатывается вопрос о выделении специальных грантов на сохранение памятников деревянного зодчества, что позволит избежать прокрустова ложа ФЗ-44.

По итогам заседания Коллегии Владимир Мединский предложил принять Концепцию по сохранению деревянного зодчества. Таким образом, злоключения этого важного документа наконец-то подошли к концу. Теперь дело – за исполнением.

Владимир Мединский поручил создать Ведомственный проект, а также подготовить предложения по персональному составу Совета проекта, члены которого будут отвечать за определенные направления. Совет должен быть сформирован к 1 июля. С Росимуществом будет проработан вопрос передачи бесхозных деревянных памятников в собственность восстанавливающим их общественным организациям. Также решили разработать схему предоставления грантов волонтерским организациям.

Владимир Толстой, советник Президента России по культуре, обратил внимание на обозначенные Концепцией 87 особо ценных памятников деревянного зодчества. Согласно подсчетам экспертов, на их реставрацию нужно 5 млрд рублей. Владимир Толстой предложил вынести эту информацию на очередное заседание Совета при Президенте РФ по культуре и искусству и просить дополнительного бюджетного финансирования восстановления этой категории памятников.

 

На главную