Объявлен конкурс на проект восстановления Кондопоги
ФГКУ «Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Минкультуры РФ объявило «конкурс с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия "Успенская церковь (деревянная)", 1774 г., (Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Кондопожская)».
Дата окончания конкурса – 29 мая 2019 года, итоги будут оглашены после 8 июня. Работы по проектированию восстановления Успенской церкви приказом Минкультуры РФ № 291 от 18 марта 2019 года внесены в «План проведения работ по сохранению объектов культурного наследия на 2019-2020 гг.»
Почти полностью сгоревшая 10 августа 2018 года Успенская церковь сохранила порядка 5 процентов объема, но признается рядом экспертов и реставраторов пригодной к восстановлению. Эта идея активно поддерживается республиканскими властями. Над уцелевшей частью церкви устроено консервационное укрытие, а собранные на пепелище фрагменты перевезены в специальное хранилище.
Как сказано в документации конкурса, «несмотря на колоссальные разрушения, пришедшие вместе с пожаром, сохранились объемы храма в уровне нижнего венца/венцов подклета. Бревна имеют серьезную потерю в диаметре за счет обгорания».
В Карелии собрано 6,4 млн рублей пожертвований на восстановление церкви. По мнению изучавшего храм и проектировавшего его реставрацию еще до пожара архитектора-реставратора Андрея Бодэ, на восстановление потребуется минимум 80 млн рублей.
В апреле 2019 года «Хранители Наследия» сообщали о выделении Минкультуры РФ суммы около 8 миллионов рублей на разработку научно-проектной документации по восстановлению церкви Успения в Кондопоге. Начальная (максимальная) цена контракта определена документацией объявленного конкурса в 8 млн 296 тыс. 670 рублей.
Профессиональное сообщество экспертов и реставраторов Карелии было едино во мнении, что «выбор подрядчика для разработки проекта по стандартной процедуре госзакупок невозможен. Но пока законодательство не допускает возможности осуществлять закупку у единственного поставщика».
«Задача при проектировании – максимально жестко прописать условия, какие организации могут участвовать. По крайней мере, на мой взгляд, это должны быть организации, которые у себя за плечами имеют большой положительный багаж - объекты, введенные в эксплуатацию без претензий, и это должны быть организации, которые участвовали в обследовании этого памятника детально», – говорила в апреле руководитель республиканского Управления по охране объектов культурного наследия Юлия Алипова.
Видимо, единственное, чего удалось добиться экспертному сообществу – пропорции 40/60 в конкурсной документации. В критериях отбора подрядчиков: цена контракта 40 %, а 60 % – «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».
Согласно техническому заданию конкурса, «проектные решения и указания по сохранению объекта культурного наследия должны соответствовать принятым методикам реставрации памятников деревянного зодчества и обеспечивать безусловное сохранение особенностей объекта, определяющих его историко-культурную ценность, включая выявленные в результате натурных исследований».
В проект должны быть включены «предложения по воссозданию внутреннего убранства церкви, в т.ч. иконостасов».
В инженерной части проекта должны быть предусмотрены молниезащита, система охранно-пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией при пожаре, система видеонаблюдения, система автоматического пожаротушения.
Победителю предписано также подготовить проектные решения для проведения комплексных научных исследований на сохранившейся части памятника, учесть возможность доступа на объект «маломобильных групп населения».
Техническое задание предписывает «рассмотрение проектной документации на секции деревянной архитектуры и музеев деревянного зодчества Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры России».