Проснись, моя Кострома!
«Хранители Наследия»
«Приближаясь к Костроме по Волге, ещё с палубы парохода можно любоваться Успенским собором, стоящим на взгорье, в группе белых, златоверхих зданий. Собор, расположенный своею алтарной частью на север, сразу можно выделить из всей архитектурной группы уже по одному этому признаку, а также благодаря изумительному блеску его куполов, необычного силуэта: вытянутые луковицы с перехватывающими их вверху шейками и венчающими их еще более удлиненными, почти конусообразными, главами - покрыты гладко (без ребер) большими листами меди и так изумительно (богато) позолочены, что, блестящие в солнечный день, они не только не дают на них взглянуть, но распространяют ореол отраженного света над всем собором»…
Так говорит описание художественных памятников Костромы, опубликованное в 1913 году Владиславом и Георгием Лукомскими. До недавнего времени оно читалось как эпитафия навек утраченной красоте. Но через несколько лет, очень может быть, эти слова будут печатать в путеводителях по Золотому кольцу России. И прибавлять – как хорошо, что и сегодня мы можем всем этим любоваться.
Через четыре года здесь будет город-сад
Мечтать о воссоздании взорванного в 1934-м году Костромского кремля вслух местная архитектурная общественность начала в конце 1980-х годов, когда на страницах печати стало возможно свободно говорить об уничтоженных при советской власти архитектурных памятниках. Первые проекты воссоздания погибших Успенского и Богоявленского соборов, а также грандиозной Соборной колокольни, сделанные костромскими реставраторами на основе обмерных чертежей и фотографий, относятся к тому же времени. Однако уже тогда инициаторы признавали, что это дело – на несколько десятилетий.
В 1990-е, да и в 2000-е годы проект не сдвинулся с места, если не считать фрагментарных археологических раскопок, установки поклонных крестов и закладных камней. Энтузиасты основывали фонды, собирали старые фотографии и документы, издавали книги, иногда объявляли даже о сборе средств… Костромская губерния никогда не относилась к числу процветающих и богатых регионов. Однако идея возродить сакральное сердце Костромы не умирала. Но реальные очертания она – по крайней мере, для широкой публики – начала обретать лишь четверть века спустя, в 2015 году.
19 июля 2015 года в ходе визита в Костромскую епархию Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание Успенского собора. Богослужение почтили своим присутствием полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов и врио губернатора Костромской области Сергей Ситников. По окончании церемонии Патриарх обратился к присутствующим с такими словами:
«Сегодня, закладывая кафедральный собор, мы обязуемся восстановить его вместе со всем Костромским кремлем. Восстановить историческую память, восстановить крепостные стены, восстановить дивный по красоте вид, который открывался с Волги. То, что сегодня наш народ преисполнен решимости восстанавливать историческую правду и возвращаться к своим духовным истокам, придает нам уверенность в том, что никакие злокозненные перипетии, никакие соблазны, которыми единожды наш народ соблазнился, уже не смогут разрушить его духовную жизнь, его силу, основы его самосознания…
Будем молиться, чтобы как можно скорее был воздвигнут исторический Успенский кафедральный собор, а вместе с ним и костромской кремль, и чтобы тем самым укреплялась вера и нравственная основа бытия жителей Костромы, всей Костромской области. А поскольку костромской кремль имел не только местное значение, то совершенно очевидно, что это деяние будет иметь добрые последствия для всего нашего народа».
В полной симфонии с духовными властями выступили, как и полагается, власти светские. В начале сентября уже министр культуры России Владимир Мединский посетил место Костромского кремля, где за земляными валами стоят пока что только уцелевшие в 1930-х дома соборного причта. По итогам рабочей встречи министра с главой региона было решено, что Минкультуры «окажет максимальную поддержку» проекту восстановления Костромского кремля. Владимир Мединский пояснил:
«Строительство Костромского кремля — это уникальный пример подхода к воссозданию исторического наследия. Работы будут проводиться на внебюджетные средства. Затраты колоссальные, и область прилагает огромные усилия к аккумулированию фондов для проведения этой работы. Это должно быть открытое место для привлечения туристов, отдыха горожан. Поэтому мы будем помогать, мы обсуждали вопросы выдачи открытых листов, окажем со своей стороны административное и научное сопровождение».
Врио губернатора Сергей Ситников, со своей стороны, подчеркнул, что «это должен быть доступный для всех духовно-культурный комплекс».
Затем слово взял президент ООО «Корпорация ВИТ» Виктор Тырышкин, представленный на сайте федерального Минкультуры как «главный меценат проекта»:
«Это великое, сакральное, священное место в России: отсюда пошло освобождение Руси от поляков, это место российской государственности и коронации первого российского государя. Во-вторых, это исключительной красоты православный ансамбль с собором, колокольней, кремлевской стеной, Святыми вратами и так далее. Уникальное место, необыкновенное по своей красоте. Нам надо восстановить кремль именно в том виде, который был при вашем земляке — зодчем Степане Воротилове».
Как сообщается, уже сейчас на месте кремля идут археологические раскопки, а также разрабатывается проект его восстановления. Полностью воссоздать Костромской кремль планируют к 2020 году: уже в 2016 году будет построена заново колокольня, а в 2017-м - Успенский собор. «При этом колокольня будет иметь некоторые новшества, в частности лифт и смотровую площадку. Однако в целом вся архитектурная стилистика будет полностью сохранена».
Проект восстановления Костромского кремля – безусловно, выделяется своим масштабом. Восстановление утраченного в ХХ веке крупного кафедрального собора российского губернского города за последние четверть века, если оно состоится, станет третьим после храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора в Ярославле, вызвавшего в свое время много критики со стороны архитектурной общественности и экспертов ЮНЕСКО из-за внушительного превышения габаритов оригинала. Что же касается Костромы, то один проект воссоздания в ней только что завершен – в тот же день 19 июля 2015 года Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения собора Рождества Богородицы в Ипатьевском монастыре, погибшего в 1930-е годы и восстановленного в 2010-2015 гг.
10 миллионов долларов, без внутреннего убранства
Из публикаций костромской печати нынешнего лета – осени можно почерпнуть некоторые подробности реализации проекта. К работам решено приступить до 1 ноября 2015 года, начав с парадного входа в кремль - Святых врат соборной ограды, фундамент которых уже вскрыт раскопками.
Сообщается также, что раскопками, произведенными в Костромском кремле, обнаружены фрагменты каменного храма предположительно XIII века, следовательно, «восемь столетий назад Кострома могла претендовать на звание средневекового мегаполиса, мало чем уступавшего Новгороду, Владимиру и Киеву».
У кремлевского Успенского собора уже есть настоятель - игумен Димитрий (Нетесин), который заверяет, что «мы готовы приступить к реконструкции хоть завтра», «у нас все готово: все документы, все чертежи и планы строительства. И есть люди (частные инвесторы), готовые вложить в это строительство деньги». По словам о. Димитрия, «по предварительным расчетам, нужно порядка 10 млн долларов, чтоб возвести все строения. Без внутреннего убранства, правда». Настоятель собора одновременно является директором Фонда возрождения Костромского кремля – заказчика археологических работ.
Также сообщается, что «деньги, необходимые для строительства, дадут московский и немецкий меценаты, которые уже сейчас готовы профинансировать первый этап возрождения». Более того, «готовится указ Президента о том, чтобы до 1 ноября этого года костромские власти решили земельные вопросы и строительство святой достопримечательности уже началось».
Главный архитектор Костромы Александр Афанасьев, со своей стороны, говорит о воссоздании Костромского кремля кратко, но выразительно: «самый грандиозный проект — это восстановление Костромского кремля. На данные момент уже ведутся проектные работы. Надеюсь, его восстановят при нашей жизни».
О пользе «научного сопровождения»
Нет никаких сомнений, что Кострома поддержит воплощение в жизнь мечты, которую высказывала еще четверть века назад, должно быть, и не надеясь на ее осуществление. Нет сомнений и в том, что восстановление центрального соборного комплекса, игравшего главенствовавшую роль в панорамах старинного города, может преобразить и нынешнюю Кострому, вернув ей сакральный центр, на месте которого уже 80 с лишним лет зияет пустырь, обращенный в городской парк.
Вопрос только в том, чтобы это восстановление действительно оказалось максимально приближенным к научному и тактичному воссозданию утраченных памятников, чтобы оно было исполнено максимального уважения к воссоздаваемым святыням, чтобы осталось свободным от современных амбиций и предпочтений участников и организаторов процесса, чего, к сожалению, не удалось избежать в Ярославле.
Виктор Тырышкин, «главный меценат» костромского проекта, исполнял ту же роль и при строительстве нового Успенского ярославского собора, который никак невозможно назвать воссозданием прежнего, а ведь речь шла о городе – памятнике ЮНЕСКО. С его же именем связано строительство нового Никольского собора в одноименном монастыре Переславля-Залесского – на месте снесенного в советские времена, но в абсолютно иной, «древнерусской», стилистике. По нашей информации, над проектом Успенского собора в Костроме работает архитектурная мастерская А.М. Денисова, «соавтора» В. Тырышкина по ярославскому собору.
Очень хочется верить, что «научное сопровождение», обещанное министром культуры России, поможет Костроме избежать повторения негативных аспектов ярославского опыта. И дело здесь не только в соблюдении научных принципов, а в самой Костроме. Совершенно уникальный по сохранности и цельности архитектурный ансамбль городского центра - во всех смыслах слова «выстроенный», строгий, стильный, звучащий подобно совершенной классической мелодии – очень легко расстроить неуместной нотой, пафосной интонацией, восторженной фантазией на том месте, где для нее места нет. В общем, Кострома – не площадка для экспериментов.
Нельзя в этой связи не обратить внимание на то, что «главный меценат» обещает восстановить кремлевский ансамбль в том виде, какой он имел к концу XVIII века, когда отстраивал зодчий Воротилов – и тут же говорит, вслед за Патриархом, заметим – о некоей «кремлевской стене». Которая после пожара 1773 года не была восстановлена и в соборный ансамбль, каким он дожил до 1934 г., отнюдь не входила. Будем надеяться, что он имеет ввиду Соборную ограду XVIII столетия.
Но для верности и устойчивости «научного сопровождения», безусловно, проект воссоздания Костромского кремля должен быть вынесен на обсуждение специалистов Федерального Научно-методического совета при Министерстве культуры РФ. Причем до начала каких-либо работ «на натуре».
По просьбе «Хранителей Наследия» идею воссоздания Костромского кремля комментируют:
Сергей Куликов, главный архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ):
- Уникальный классический центр Костромы, центральная площадь с прилегающими кварталами, очень хорошо сохранившийся, является, по всей вероятности, одним из возможных кандидатов от России для номинирования в список объектов Всемирного наследия. Задачу расширения списка этих объектов поставил Президент России. Учитывая традиционно крайне осторожное отношение экспертов ЮНЕСКО к «реконструкциям» и воссозданиям, можно предположить, что реализация такого проекта как минимум не добавит Костроме плюсов в случае ее номинирования в ЮНЕСКО.
С научной точки зрения, я считаю, достаточных данных для воссоздания костромских соборов, к сожалению, нет. Есть описания и не очень многочисленные фотографии. Это будет «новодел» чистейшей воды – причем в городе, богатом настоящими жемчужинами подлинной старинной архитектуры, будь то комплексы торговых рядов или Ипатьевский монастырь.
Елена Щеболева, эксперт в области сохранения культурного наследия, сотрудник сектора Свода памятников Института искусствознания:
- С одной стороны, научный материал для воссоздания Костромского кремля не очень богат: фотографии, несколько обмерных чертежей и разрезы, сделанные перед разборкой комплекса в 1930-е годы. Я не уверена, что на основании этих материалов можно точно воссоздать утраченные памятники. С другой стороны, со сносом этого комплекса, Кострома утратила важнейший градостроительный акцент: в ней нет вертикали, кроме недавно восстановленной колокольни у церкви на Дебре; на холме в центре города возвышается один только памятник Ленину. Вся панорама города оказалась смята, распластана по горизонтали. Так что с градостроительной точки зрения это воссоздание, безусловно, имеет смысл. Но крайне важно избежать при этом соблазна превысить габариты утраченного, нарушить пропорции.
Досье. Архитектурный ансамбль Костромского кремля включал в себя: Успенский собор (XVI–XIX вв.), Богоявленский собор с 64-метровой колокольней (1776–1791 гг.), два дома соборного причта (1780-е гг.) и каменную с коваными звеньями ограду с несколькими воротами и калитками (XVIII–XIX вв.). Среди них выделялись т.н. Триумфальные, или Святые, ворота (1780-е гг.).
При разрушении собора в 1930-е годы специалисты сделали вывод, что самая древняя его часть относилась к XVI веку. Но в 2007 году сотрудники Института археологии РАН, которые вели археологические раскопки в Костромском кремле, подтвердили, что на месте Успенского собора ранее находился другой храм, «предположительно XIII века».
Сохранявшийся до 1934 г. каменный Успенский собор имел в основе постройку первой половины XVI в.; впоследствии он был перестроен, получил традиционное пятиглавие, новые приделы и двухъярусные галереи с трёх сторон. При перестройке в середине XVIII века храм приобрел четырёхскатную кровлю над четвериком и грушевидную барочную форму глав. Особенностью храма была ориентация алтарных апсид на север (в сторону реки Запрудни, где в 1259 году явилась чудотворная Федоровская икона Божией Матери).
Богоявленский собор с колокольней был построен в стиле барокко известным костромским зодчим Степаном Воротиловым. Закладка храма была приурочена к посещению Костромы императрицей Екатериной II (1776 г.). Одновременно с Богоявленским собором была возведена новая лестница, ведущая к Успенскому собору, с замечательной восьмигранной сенью в её начале. В 1866–1868 гг. Богоявленский собор был расширен, с сохранением стилистического единства внешнего облика.
В начале 1929 г. по распоряжению властей оба костромских собора были закрыты, в них разместили зернохранилище. Соборы числились на учете как памятники старины «первой категории», но 16 июля 1933 года костромская «Северная правда» деловито сообщила: «Снести церкви соборной группы постановил президиум горсовета для расширения площади парка культуры и отдыха. Церкви должны быть снесены в настоящем году. В Наркомпрос послана просьба о снятии с учета намеченных к сносу церквей, в том числе и колокольни».
Приговор привели в исполнение через год. Успенский собор был взорван 8 июля 1934 года саперами костромского военного гарнизона, вскоре погиб и Богоявленский. Еще весной 1934 г. костромской горисполком продал соборный ансамбль для разборки на кирпич и щебень «Льнокомбинатстрою» - организации, руководившей строительством льнокомбината им. Зворыкина. Руины Костромского Кремля разбирали до 1936 года.
По свидетельствам краеведов, незадолго до взрыва двое молодых московских художников – Чудаков и Чижов - приехали в Кострому и за несколько дней успели, пусть и не полностью, обмерить Успенский и Богоявленский соборы. Вместо лесов они использовали стремянки подрывников, которые в это же время закладывали в стены храмов взрывчатку.
Первый проект воссоздания Костромского кремля был выполнен на рубеже 80-90-х годов XX века на основе чертежей середины XIX века, обмеров 1934 года и фотографий начала XX века. Авторский коллектив: Васильев Л. С. (главный архитектор), Чернов А. П., Нечаев А. П., Матросова Л. П. В 2008 году Л.С. Васильевым был подготовлен проекты восстановления колокольни Костромского кремля.
29 августа 1993 года архиепископом Костромским и Галичским Александром был установлен и освящён Памятный крест на месте алтаря Успенского собора. 26 декабря 2003 года был заложен первый камень в основание колокольни Успенского собора.
Фото: patriarchia.ru