С деньгами на реставрацию надо расставаться легко

С деньгами на реставрацию надо расставаться легко

17.11.2015
С деньгами на реставрацию надо расставаться легко

«Хранители Наследия»

Госдума приняла 13 ноября в первом чтении законопроект «О приостановлении действия абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год"». 

Законопроект, подготовленный Минфином РФ, был внесен в парламент Правительством России, собрав по дороге все необходимые согласования.

О содержании этого документа, проходившего тогда общественное обсуждение, мы рассказывали в сентябре.  Смысл его – в отмене с 1 января 2016 года компенсаций затрат на сохранение объектов культурного наследия, предусмотренных Федеральным законом для их собственников (или пользующихся ими на основании договоров безвозмездного пользования).

Не следует думать, что работа над законопроектом была механической: еще и какой творческой. По сравнению с первоначальным вариантом, предусматривавшим объявление “абзаца первого” о компенсациях утратившим силу, голосуемый в Госдуме текст говорит о приостановлении его действия с 1 января 2016 по 1 января 2017 года.

Надо думать, что через год процедура повторится.

В “Пояснительной записке” бюджетного комитета Госдумы подчеркивается, что “законопроект подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановлении действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде».

В переводе – если денег на это нет, то на нет и суда нет.

Логика законодателя, однако, не только в наличии/отсутствии финансов в казне, а и в том, что «в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, и обеспечение сохранения объекта является обременением собственника».

К тому же «до сих пор не ясен вопрос о количестве объектов культурного наследия», которые должны быть включены в Единый госреестр памятников, а ведь «указанный Реестр может пополняться по мере выявления новых объектов культурного наследия, что автоматически может приводить к увеличению количества субъектов, претендующих на получение компенсации в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 73-ФЗ. В этой связи не представляется возможным оценить общую финансовую потребность в средствах федерального бюджета на реализацию указанного пункта».

Нельзя сказать, что законодатель совсем не думает о собственниках памятников, добросовестно их реставрирующих. Вот доказательство: «Собственник объекта культурного наследия федерального значения имеет возможность компенсировать произведенные им затраты по сохранению объекта культурного наследия при продаже или ином отчуждении объекта культурного наследия, определив его стоимость с учетом произведенных им улучшений».

В общем, как минимум до 1 января 2017 года собственники памятников могут довольствоваться моральным удовлетворением от вклада в восстановление культурного наследия Отечества. Ну не торговать же им, в самом деле – да и потом, кто купит…

P.S. Что добавить? Разве что важный комментарий Сергея Куликова, главного архитектора ЦНРПМ, сопровождавший нашу сентябрьскую публикацию:

- Здесь дело даже не в компенсации затрат собственника, а в том что государство через компенсанцию или другие преференции демонстрирует солидарную ответственность за сохранение культурного наследия в соответствии с Конституцией и законом об объектах культурного наследия. Если этого нет, то государство выступает уже как просто распорядитель недвижимого имущества, случайно ему доставшегося и обладающего некими особенностями. Но ведь при этом некоторым пользователям, даже не собственникам, эта компенсация производится стопроцентно.

На главную