Соловецкий приговор
ЮНЕСКО подтвердило правоту российских общественников и экспертов, которых Минкультуры не желало слушать два года. Кто отвечает?
Константин Михайлов
Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО «подтверждает высказанную ранее озабоченность относительно неуместного расположения Музейного комплекса и настоятельно призывает государство-участника незамедлительно прекратить строительство, демонтировать уже построенные части здания и рассмотреть более подходящие проект и место расположения Музея, после чего представить доклад в Центр Всемирного наследия к 1 декабря 2016 года, для рассмотрения».
Эта резолюция, принятая закончившейся на днях 40-й сессией Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле, надеюсь, поставит точку в затянувшейся авантюре со строительством нового музейного комплекса на Соловецких островах, в зоне прямой видимости ансамбля Соловецкого монастыря.
Прямое поручение
Надеюсь, поскольку после того как проблема была поднята автором этих строк на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству 25 декабря 2015 года - в апреле 2016 года увидели свет поручения Владимира Путина по итогам этого заседания. Одно из поручений гласит: «Обеспечить соблюдение положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год), требований практического руководства по выполнению указанной Конвенции, а также решений Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении включённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО объектов культурного наследия, расположенных на территории Российской Федерации».
Хочется верить, что прямое поручение Президента России Правительство РФ, Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО и, в особенности, Министерство культуры РФ не посмеют игнорировать, и “соловецкий приговор” ЮНЕСКО будет приведен в исполнение.
Осталось разобраться, кто отвечает, кто довел ситуацию до той стадии позора, что Комитет Всемирного наследия вынужден в очередной раз защищать Соловецкий монастырь от его российских “хранителей”, до принятия официальной резолюции, осуждающей даже не бездействие, а сознательные действия российской стороны, оказывающие, в терминологии резолюции, “негативное воздействие” на ценность объекта Всемирного наследия.
“Засучить рукава”
Текст проекта резолюции по Соловкам был заблаговременно опубликован на официальном сайте ЮНЕСКО (пункт 56). Проекты документов по трем российским памятникам Всемирного наследия (Соловецкий архипелаг, Исторический центр Ярославля и Кижи) были одобрены сессией без обсуждения. И в самом деле, что еще с нами обсуждать, если эксперты ЮНЕСКО и ИКОМОС, приезжавшие в Россию в 2014-2016 гг. для мониторинга объекта, неизменно критиковали проект музейного комплекса, а российская сторона простодушно прикидывалась Васькой, который слушает, да ест, то есть строит и строит.
Хорошо еще, что сессия Комитета Всемирного наследия не стала применять крайнюю меру, упоминавшуюся в адресованном ей обращении 16 российских экспертов по культурному наследию во главе с М.И. Мильчиком (имеется в распоряжении редакции): «В непосредственной близости от архитектурного ансамбля Соловецкой крепости (220 м) рядом со Святым озером ведется строительство здания музея, которое станет, в случае реализации проекта, вторым по объему сооружением на острове (65 метров по фасаду). Архитектурные решения строящегося музейного здания, его габариты неизбежно приведут к неуместному соперничеству с камерной исторической архитектурой островных зданий и сооружений, а также искажению уникальной исторической панорамы монастырского ансамбля. У специалистов и общественности вызывает искреннее удивление тот факт, что строительство... ведется по заказу Минкультуры России - ведомства, призванного обеспечивать государственную охрану объекта культурного наследия федерального значения… Реализация этого проекта «взорвет» пространство, центром которого является ансамбль Соловецкого монастыря, что повлияет на сохранность универсальной ценности объекта... Считаем, что для сохранения выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия "Историко-культурный ансамбль Соловецких островов" (1992, № 632) необходимо проведение серьезных неотложных мероприятий, что соответствует критериям включения его в Список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой».
В список «наследия под угрозой» Соловки включать пока не стали, но резолюция Комитета Всемирного наследия абсолютно недвусмысленна.
«Сам факт таких резолюций говорит о том, что у нас что-то не хорошо, задач будет много, и для их выполнения властям придется засучить рукава. Все предложения, которые содержатся в резолюции, абсолютно правильные, мы с ними согласны», - заявил журналистам директор департамента государственной охраны культурного наследия министерства культуры РФ Владимир Цветнов.
Тем временем в Минстрое РФ успела позаседать межведомственная рабочая группа, которая отрапортовала, что уже «подготовлен комплект документов с учетом предписания экспертов ЮНЕСКО, полученным в январе 2016 года по результатам миссии ИКОМОС на объекте всемирного наследия "Историко-культурный комплекс Соловецких островов"» и «часть проектов скорректирована в целях сохранения архитектурно-визуального восприятия панорамы объекта всемирного наследия».
В общем, реакция ответственных госслужащих создает впечатление их внезапного и абсолютного прозрения.
Но это совсем не так.
Эпизод 1. Сами с усами
Меньше всего мне хотелось бы изображать из себя неуслышанного пророка в собственном Отечестве, но для того, чтобы прийти к выводам, которые сделало ЮНЕСКО в июле 2016 года, не нужно быть ни пророком, ни провидцем. И Министерство культуры РФ отечественные специалисты неоднократно предупреждали, что ничем хорошим строительство напротив Соловецкого монастыря не закончится.
История соловецкой музейно-строительной авантюры делится на несколько эпизодов. В первом из них Министерство культуры РФ упорно делало вид, что оно умнее протестовавших против строительства музейного комплекса общественных представителей, экспертов, даже экспертов собственного Научно-методического совета.
В самом начале лета 2014 года, когда строительство еще не было начато, на Соловках прошло выездное заседание комиссии Общественной палаты РФ по культуре. Председательствовал на нем ее тогдашний председатель Павел Пожигайло, а среди участников был и автор этих строк. Итогом заседания стало публичное обращение к министру культуры РФ Владимиру Мединскому, которое подписали не только П. Пожигайло и К. Михайлов как члены федеральной Общественной палаты, но и члены ФНМС Минкультуры РФ Михаил Мильчик и Юрий Веденин, президент Союза Архитекторов России Андрей Боков, ряд других экспертов и архитекторов. В обращении 2014 года содержалось примерно то же, что и в резолюции ЮНЕСКО 2016-го. Министру культуры напоминали, что мониторинговые миссии ЮНЕСКО уже выражали обеспокоенность проектом, объект именовался диссонирующим, а выбранное для него место – недопустимым. Министру культуры предлагали приостановить действие разрешения на строительство, откорректировать проект и поискать для музея иное место, в том числе рассмотреть варианты приспособления для него пустующих исторических зданий на Соловках.
Как в старинном романсе: Боже, какими мы были наивными… А ведь, повторюсь, на дворе стоял 2014 год, а не 2016-й, и немалые государственные средства, выделенные на строительство, можно было потратить куда разумнее.
Но похоже, не это входило в условия задачи.
Вскоре в Москве состоялась коллегия Министерства культуры РФ, на которой обсуждался и проект музейного строительства на Соловках. И вся коллегия - во главе с министром - проголосовала «за». Кроме одного-единственного человека – Павла Пожигайло, который голосовал против. Таким образом, только он из всех присутствовавших и голосовавших в тот день членов коллегии не несет ответственности за последствия принятого решения. Это так, для истории.
Единственное, чего удалось на этой коллегии добиться – согласия Владимира Мединского вынести проект на суд экспертов Научно-методического совета при министерстве.
Я привожу все эти подробности исключительно для того, чтобы показать, сколько возможностей было у Министерства культуры прислушаться к голосу разума, задуматься об историко-культурном ландшафте островов и роли ансамбля Соловецкого монастыря, которую никак нельзя было умалять появлением по соседству с ним такой внушительной постройки. Но от всех заседаний лета 2014 года у меня осталось четкое ощущение, что все эти и подобные им историко-культурные материи при принятии решения рассматривались в лучшем случае как третьестепенные. И Министерство культуры на всех развилках упорно выбирало вожделенное строительство, строительство, строительство.
И строительство началось, а в ноябре 2014 года наконец произошло то, что должно было предшествовать не то что строительству, а даже утверждению проекта – рассмотрение его экспертами Федерального научно-методического совета по культурному наследию (ФНМС). Было проведено совместное заседание сразу двух его секций: «Ландшатфтно-архитектурных комплексов и историко-культурных заповедников» и «Градостроительного регулирования». Проект вызвал единодушное неприятие специалистов. В протоколе отмечалось: «Если здание будет построено согласно представленному проекту, то своими габаритами, масштабами, протяженностью фронта, не традиционным для Соловков архитектурным решением неизбежно войдет в недопустимую визуальную конфронтацию с монастырем, радикально трансформирует историческую объемно-пространственную композицию ансамбля, нанесет невосполнимый ущерб уникальному культурному ландшафту острова». Эксперты предложили Минкультуры РФ «переработать архитектурно-градостроительное решение нового здания, предусмотрев уменьшение его наземных объемов, высотности, масштаба и протяженности фронта, придав ему дискретный характер», а также «проработать возможность размещения основного экспозиционного комплекса музея-заповедника на другом месте».
Строительство продолжалось. Действительно, зачем это Минкультуры будет слушать собственных экспертов? Они же люди безответственные, необходимостей и реальностей не понимают, толкуют про какие-то композиции и ансамбли.
Итак, итоги первого этапа: Министерство культуры РФ наплевало на Общественную палату, на Союз архитекторов, на общественных деятелей, на экспертов собственного Научно-методического совета. И дало своей стройке на объекте Всемирного наследия (а им является весь Соловецкий архипелаг) «зеленый свет».
Эпизод 2. Кто обманывал ЮНЕСКО?
Единственные люди, на кого Минкультуры РФ не могло вот так просто наплевать, кого не могло в открытую игнорировать – были эксперты ЮНЕСКО и ИКОМОС, которые продолжали приезжать на Соловки в составе мониторинговых миссий. Вид начавшегося строительства вызывал у зарубежных специалистов столь же стойкое отвращение, что и у отечественных, что они исправно отражали и в своих отчетах, и в решениях сессий Комитета Всемирного наследия. Как выяснилось, со структурами ЮНЕСКО проект до начала строительства вообще никто не обсуждал. В августе 2015 года, по итогам очередной мониторинговой миссии, в Минкультуры РФ прошло совещание, на котором наконец заговорили о корректировке проекта и переработке архитектурного решения. Стройка тем временем шла полным ходом.
Осенью 2015 года на помощь строителям пришли медийные технологии. В сентябре 2015 года «Известия» опубликовали комментарий ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григория Орджоникидзе: «Строительство музейного комплекса начали без уведомления ЮНЕСКО. В июле Соловецкий архипелаг посетил эксперт ЮНЕСКО и сказал, что строительство нужно остановить, поскольку даже то, что успели возвести на тот момент, было видно отовсюду. Эксперт рекомендовал это сооружение завуалировать под ландшафт, а в будущем в этом здании сделать хранилище музея». Публикация сопровождалась утверждением (со ссылкой на директора Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры РФ Владимира Цветнова): «в настоящее время все строительные работы остановлены».
Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО воспроизвела эту публикацию на своем официальном сайте под заголовком «По настоянию экспертов Центра Всемирного наследия заморожено строительство музейного комплекса около Соловецкого монастыря».
Материал аналогичного содержания («сейчас возведение здания приостановлено») появился в сентябре 2015 года и в правительственной «Российской газете». В этой публикации, кстати, была названа стоимость строительства - 700 миллионов рублей.
Итак, официальные публикации успокаивали: строительство остановлено. И только «Хранители Наследия» в ноябре и декабре 2015 года несколько раз публиковали фоторепортажи, которые не оставляли сомнений: стройка растет от недели к неделе, бетонные конструкции тянутся кверху, техника и строители работают на объекте.
Последний из них был опубликован 24 декабря 2015 года. А на следующий день на президентском Совете по культуре Владимир Мединский говорил в присутствии Владимира Путина, что «строительство не продолжается».
Не иначе как он тоже поверил напечатанному на сайте Комиссии по делам ЮНЕСКО и в «Российской газете».
Эпизод 3. «С учетом понижения уровня этажности»
Дальнейшее в общих чертах известно читателям «Хранителей Наследия». На следующий день после заседания президентского Совета по культуре, 26 декабря 2015-го, я был приглашен на небольшое совещание у Владимира Мединского, где была оглашена следующая концепция исполнения рекомендаций экспертов ЮНЕСКО: верхний третий этаж здания строиться не будет. Нижние два (относительно уровня земли - полтора) предлагается «обваловать» землей, замаскировать под элемент рельефа, а для верности отгородить от монастыря «посадками деревьев». 31 декабря за подписью статс-секретаря Григория Пирумова Минкультуры РФ направило письмо директору официального заказчика строительства - ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» А.А. Шабасову: до 29 января 2016 года подготовить «эскизный проект с учетом понижения этажности здания», а также «обеспечить, чтобы проводимые в настоящее время строительно-монтажные работы не превысили отметку 2-го этажа».
Замечу на полях: “проводимые в настоящее время строительно-монтажные работы”. Статс-секретарь Минкультуры в официальном письме 31 декабря подтвердил то, что министр публично отрицал 25 декабря в присутствии Президента.
В последний раз мы сидели за одним столом с Григорием Ульяновичем Пирумовым 1 марта 2016 года, на очередном заседании в Министерстве культуры. Исполняя его распоряжение, Северо-Западная дирекция прислала в министерство эскиз откорректированного проекта – и он был представлен экспертам ФНМС (секция “Градостроительное регулирование”). Корректировка выразилась, как и ожидалась, в понижении здания на один этаж, при сохранении его общих гипертрофированных (для Соловков) размеров и архитектурного решения.
Корректировка проекта, представленная 1 марта 2016 года на ФНМС Минкультуры РФ. Пунктиром обозначен контур здания по первоначальному проекту.
Эксперты ФНМС (протокол имеется в нашем распоряжении) рекомендовали откорректировать откорректированный вариант, т.е. “доработать объемно-пространственное и архитектурное решение… придав зданию контекстуальный характер… и исключив излишнюю монументальность архитектурно-градостроительного решения”. По инициативе эксперта Б.Л. Пастернака была создана рабочая группа из членов ФНМС (в составе: А.С.Щенкова, Ю.А.Веденина, И.И.Кроленко, Б.Е.Пастернака, Е.Е.Соловьевой и Т.В.Царевой), которая бралась представить требования к новому архитектурному решению.
Она их представила, делая основной акцент на восприятие нового комплекса со стороны монастыря, желая избежать дополнения соловецкого ландшафта псевдоисторическим строением: «В представленном на рассмотрение варианте, здание воспринимается как ферма при монастыре или монастырский коровник. Образное и стилистическое решение здания нуждается в существенной переработке… Исключить возможность восприятия проектируемой постройки как часть монастырского комплекса («как будто здание всегда здесь стояло»)… Учесть значимость «5-го фасада» здания, которым является крыша проектируемого строения, воспринимаемая, в том числе, со стен и башен монастыря. Необходимо предусмотреть варианты проектных решений по исключению диссонансного восприятия гипермасштабной плоской кровли в окружающем ландшафте». И т.д.
Особое внимание стоит обратить на совет: «в целях визуальной проверки предлагаемых решений использовать визуализацию в реальном, а не вымышленном контексте».
Состояние строительного объекта в настоящее время. Возведены два этажа из трех.
Эпизод 4. Предложение Союза архитекторов
Насколько мне известно, никакого проекта, отвечающего этим рекомендациям, в Москву доселе не поступило. Вместо него за несколько дней до открытия 40-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле в Минкультуры поступили эскизные предложения, в инициативном порядке разработанные в Союзе архитекторов России (если помните, его президент Андрей Боков был в числе авторов обращения к Владимиру Мединскому летом 2014 года).
Удивительная, если вдуматься, история. Минкультуры строит. Эксперты, на которых оно наплевало изначально, продолжают что-то формулировать. Архитекторы, которых оно игнорировало с 2014 года, продолжают проектировать. Пытаются спасти положение, спасти Соловки от «коровника». Все пытаются – эксперты, общественники, архитекторы. А Министерство культуры, породившее всю эту историю, доведшее страну до резолюции Комитета Всемирного наследия с требованием прекратить безобразие, будет потом рассказывать, как оно бережно сохраняет бесценный историко-культурный ландшафт Соловецких островов. Но это так, на полях.
Проект Союза архитекторов, конечно, менее радикален, нежели резолюция ЮНЕСКО, но более радикален, чем откорректированные предложения Северо-Западной дирекции Минкультуры. От построенного остается первый, заглубленный в землю, этаж, от второго сохраняется несколько дробных фрагментов. Псевдоисторическая архитектура исчезает, возникает архитектура ландшафтная. Гипертрофированный новострой, который мне лично напоминал в первоначальном варианте не коровник, а этакую усадьбу неведомого северного феодала, пропадает с глаз, и вид на новый комплекс от монастыря перестает быть катастрофическим.
«Выход площадей» в этом варианте, конечно же, уменьшается, но музей получает площади в пять раз больше, нежели освобождает внутри монастыря.
Это, конечно же, паллиатив, но может быть, его стоит показать экспертам ЮНЕСКО. Мне неизвестно, брали ли члены нашей делегации этот эскиз в Стамбул, поскольку министерство его получило, но в ответ пока ничего не сказало.
Эпизод 5 и последний. Кто отвечает?
В любой беседе о соловецком строительстве весь последний год я неизбежно слышу один и тот же аргумент, один и тот же вопрос: как же это разбирать, ведь на стройку потрачены бюджетные деньги, ведь это сделано по госконтракту? И второй вопрос: традиционный: а где же вы раньше были?
Начну со второго: не выйдет, господа. Вас предупреждали с самого начала. Вас уважаемые эксперты заклинали этого не строить, пока еще стройка не началась. Вам два с лишним года назад предъявляли все те аргументы, которые содержатся в решении Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО 14 июля 2016 года. Сделать вид, что прозвучал гром среди ясного неба, не удастся.
А теперь про деньги, про десятки миллионов рублей. Это серьезный вопрос, но только не нужно задавать его не по адресу. Кто отвечает? Это вопрос к тем, кто голосовал за этот проект на коллегии Минкультуры РФ. Это вопрос к тем, кто выдавал разрешение на строительство. К тем, кто рассказывал в газетных интервью и публичных собраниях, что строительство остановлено.
Я не прокуратура и не могу решать, является ли строительство на территории объекта ЮНЕСКО, приводящее два года спустя к официальной резолюции Комитета Всемирного наследия с «настоятельным призывом» демонтировать построенное – нецелевым использованием средств государственного бюджета. Но как журналист, я не могу не задать этого вопроса.
И наконец, с момента принятия резолюции Комитета Всемирного наследия прошла почти неделя, а мы так и не услышали пока никакой официальной реакции Министерства культуры РФ. Хотя бы очень простой: «Да, мы совершили ошибку». Или чуть более сложной: «Мы будем исполнять это решение так-то и так-то».
Молчание, может быть, и знак согласия, но в данном случае невозможно делать вид, что ничего не случилось.
А пока что единственным публичным последствием принятия резолюции ЮНЕСКО остается появившееся в архангелогородских газетах извещение об отставке главного архитектора Архангельской области Дмитрия Яскорского, участника разработки и обсуждений соловецкого музейного проекта. СМИ региона напрямую связывают ее с «соловецким скандалом».
P.S. «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! — совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич».
Заглавное фото: стройка на Соловках. Июль 2016 года.