В доме Мурузи на Литейном откроется музей-квартира Иосифа Бродского
24 мая 2015 года, в день 75-летия поэта Иосифа Бродского, в петербургском доме Мурузи на Литейном проспекте, 24 откроется его мемориальный музей. Основой экспозиции станут описанные Бродским в мемуарах “полторы комнаты” в коммунальной квартире, где поэт жил с 1955 до 1972 года. Музей-квартира Бродского станет филиалом музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Пространство музея рассчитано на одновременное пребывание не более 10 человек.
Открытию музея, рещение о создании которого было принято еще в 2006 году тогдашним губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко, по свидетельствам петербургских СМИ, долго препятствовала неурегулированность имущественных отношений – четыре из пяти комнат коммунальной квартиры были выкуплены для музея за счет меценатов, но владелица пятой так и не согласилась с предложенными вариантами переезда. В результате решено было перепланировать и разделить квартиру; посетители музея будут попадать в него через черный ход, а частная собственница – через парадный, с Литейного.
Комнаты семьи Бродских практически не изменились за 40 с лишним лет: сохранились лепнина на потолке, отделка стен в мавританском стиле и даже паркет, по которому родители запрещали будущему лауреату Нобелевской премии ходить без обуви.
Музей займет около 200 кв. метров, в которых до мая нужно еще успеть сделать ремонт. Предстоит также усиление обветшавших перекрытий. Все работы проходят согласование с петербургским Комитетом по госконтролю, охране и использованию памятников, поскольку дом Мурузи является объектом культурного наследия регионального значения.
Куратор музея Бродского, старший научный сотрудник Фонтанного дома Николай Солодников заверяет, что “никакого капитального ремонта здесь не будет. Даже косметического почти не предвидится. Мы все любим аутентичность. Как можно с этими царапинами, трещинами, с этой наружной проводкой что-то делать! Ну, от пыли, наверное, избавимся. Хотя я бы и пыль оставил”.
Концепция экспозиции нового музея будет представлена в марте. По словам Николая Солодовникова, “есть два видения процесса. Михаил Мильчик (директор Фонда создания музея Иосифа Бродского – Ред.) хочет тщательно воссоздать изначальный облик «Полутора комнат». Музей Ахматовой, скорее, за более образное решение. У Бродского в стихах самое главное – категории пространства и времени. Важно пространство оставить в покое. А время технические средства позволяют воссоздать. В виде мелькающих на стенах изображений, голосов”.