25 тысяч рублей. Главу города наказали за снос памятника архитектуры
Волховский городской суд Ленинградской области признал главу администрации Новоладожского городского поселения Ольгу Баранову ответственной за снос объекта культурного наследия XIX века – дома Агаповой в Новой Ладоге. Суд назначил ей наказание в виде… административного штрафа в 25 тысяч рублей. Ольга Баранова оштрафована как должностное лицо, представляющее заказчика работ по сносу памятника.
То есть уничтожение объекта культурного наследия произведено за государственный счет.
Штрих к портрету: по сообщениям СМИ региона, в конце 2017 года 8 из 10 депутатов горсовета Новой Ладоги проголосовали за отставку Ольги Барановой. Однако она забаррикадировалась в служебном кабинете и отказалась покидать мэрию. Впоследствие решение совета депутатов было оспорено в суде.
О сносе дома Агаповой (с 1988 года – выявленный памятник; в 2015 году расселен; в 2016-м включен в списки объектов культурного наследия регионального значения) в Новой Ладоге «Хранители Наследия» рассказывали осенью 2018 года. Дом, пострадавший от пожара в июле 2017 года, был уничтожен экскаватором 30 сентября 2018-го. Причем на 2019 год планировалась разработка проекта его восстановления.
Но у местной администрации, видимо, были особые причины поспешить со сносом.
Как сообщал петербургский градозащитный «Живой город», «объясняют, что снос — мера вынужденная: строение находилось в аварийном состоянии. Разрешение комитета по культуре получено еще в прошлом году, а деньги — необходимые 200 тысяч, появились только сейчас».
Дом Агаповой перед сносом, после пожара 2017 года
После сноса Ольга Баранова рассказывала журналистам о планах восстановления памятника: «Были сделаны наши обмеры, есть технический паспорт БТИ этого дома. Есть историческая экспертиза комитета по культуре 2017 года, после расселения. И восстановить этот дом по размерам не составляет труда. Есть человек, который хочет восстановить его в том виде, какой он был, а не в таком, какой он сейчас, вот, мы его сносим и видим. Изначально это красивый дом, с мансардами и наличниками. А это новодел, в восьмидесятых был капремонт».
Однако градозащитники доказывали, что авторизованные Минкультуры РФ эксперты дом не обследовали, и снос произведен без одобренного историко-культурной экспертизой проекта, без анализа, какие конструкции памятника можно было сохранить при его восстановлении.
Все это происходило на фоне подготовки областными властями документации о присвоении Новой Ладоге статуса исторического поселения.
Новоладожские общественники неоднократно подавали в полицию заявления о возбуждении уголовного дела по сносу дома Агаповой, но, согласно сообщениям СМИ, столь же неоднократно получали отказы. Прокуратуры отказы опротестовывала, но сведения о возбуждении уголовного дела в открытых источниках отсутствуют.
Административный иск в суд направил Комитет Ленинградской области по культуре (отдельного ведомства по охране наследия в регионе, вопреки всем законам, так и не создали). Он составил протокол об административном правонарушении по ст. 7.14 КоАП РФ («организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия»). Для должностных лиц этой статьей предусмотрена санкция в виде штрафа от 20 тысяч до 300 тысяч рублей. Суровость наказания каждый может оценить самостоятельно.
Ответчиком по административному иску также выступал и подрядчик работ по сносу – ООО «Энергострой инжиниринг». Госконтракт с ним новоладожская администрация составила так, что в нем даже не упоминалось, что здание - объект культурного наследия. Соответственно, и подходящей лицензии подрядчик не имел.
Согласно госреестру наследия на сайте Минкультуры РФ в Новой Ладоге насчитывается 70 зданий-памятников, не считая храмов и монументов. Следовательно, полная зачистка будущего исторического поселения от исторической застройки – при судебном подходе, продемонстрированном в случае дома Агаповой – обошлась бы городской администрации в штрафные 1 млн 750 тысяч рублей.
Это к вопросу о чрезмерной строгости наших охранных ограничений.
Заглавное фото (2016 г.): «Живой город»