Доходный сюрреализм

Курские девелоперы вдруг стали, подобно воронежским собратьям, испытывать проблемы с доходной недвижимостью, возведенной на месте снесенных памятников архитектуры. Арбитражные суды – несколько лет спустя – начали признавать незаконными разрешения на строительство и запрещать регистрацию построенной недвижимости.
Курское ООО «Строительная компания «Своя квартира»» получала в 2009-2015 гг. разрешения на строительство и проведение работ на земельном участке на улице Марата в самом центре города, неподалеку от резиденции губернатора и мэрии. На участке стояли дореволюционные дома № 21, 23, 25, но это, конечно же, никого не смущало.
Здание по адресу ул. Марата 21 числилось еще и как памятник архитектуры - «Жилой дом конца XIX – начала XX вв.». Но и его благополучно снесли в 2010 году. На месте погибших курских домов теперь красуется многоэтажная жилая башня «с помещениями общественного назначения, надземно-подземной автостоянкой и офисным центром».
И вот когда дело было уже почти сделано, постановлением Ленинского районного суда Курска девелопер был привлечен к административной ответственности за невыполнение требований к сохранению и использованию объектов культурного наследия, а также за нарушение установленных ограничений по этажности. Стройка продолжалась. Появилось постановление Арбитражного суда Курской области: признать разрешение на строительство, выданное Комитетом архитектуры и градостроительства Курска, недействительным. Девелопер его обжаловал в арбитражном суде высшей инстанции, но безуспешно. Суды также установили, что в соответствии с Проектом зон охраны памятников истории и культуры Курска, утвержденным еще в 1990 году, на земельном участке по улице Марата 21 -25 установлено высотное ограничения в 4-5 этажей.
В результате всего этого последовал отказ в регистрации прав собственности на объекты недвижимости со стороны УФРС России по Курской области.
Более того, теперь и региональное Управление по охране объектов культурного наследия обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании верхних этажей возведенного жилого дома самовольной постройкой и необходимости их демонтажа в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда за счет собственных средств застройщика.
Даже курские краеведы разводят теперь руками: а где же власти были, когда сносился памятник и на его месте разворачивалось строительство?
«Это сюрреализм какой-то, - говорит художник Олег Радин, - дом же не один день строился? Меня поражает ситуация, когда построили, вдруг, это все выясняется. Решение кто принял? Кому вообще в голову пришло? Это же тоже не за один день решили? Я понимаю так, что не один же человек принимал решение? Сносить теперь это строение я считаю безумием. На этом примере надо разбираться. У нас в городе сколько незаконных построек вообще? Это, как приходят хорошие продукты, которые попадают под санкции, а их не отдают детдомам, еще кому-то нуждающимся, а уничтожают. У меня сомнения, что все они уничтожаются, так и тут просто какой-то сюр. В центре города снесли памятник архитектуры «Летний театр», еще немного и там то же могли бы построить многоэтажку».
«Памятник архитектуры «Жилой дом конца XIX – начала XX вв.» останется только на фотографиях. Его уже не восстановить», - подводит итоги региональный выпуск «МК-Черноземье».
Это вот совершено точно. Будет ли «обрезана» многоэтажка, когда и за чей счет - вопрос неясный, такие истории тянутся годами. А вот чиновники, благодаря которым незаконное строительство на месте памятника архитектуры стало возможным, видимо, «в шоколаде». Должно быть, запаслись попкорном и с интересом наблюдают, чем закончится градостроительство на улице Марата.
Фото: А.В. Толмачёв (Panoramio)