Дом предводителя дворянства снесли за 350 тысяч рублей

Дом предводителя дворянства снесли за 350 тысяч рублей

14.09.2016
Дом предводителя дворянства снесли за 350 тысяч рублей

Городская администрация Старого Оскола оштрафована судом на 350 тысяч рублей за снос исторического здания начала ХХ века – дома Петра Воейкова, предводителя уездного дворянства.

Как сообщил 14 сентября Белгородский областной суд, «в мае-июне 2016 года в адрес Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области поступило несколько заявлений от жителей Старого Оскола о необходимости сохранить демонтируемый жилой дом по улице Комсомольской. По мнению заявителей, отданное под снос здание представляло ценность и подлежало включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. На основании поступивших заявлений Управление организовало экспертизу для определения историко-культурной ценности здания. Так как работы по демонтажу дома были организованы на основании распоряжения главы Администрации Старооскольского городского округа, Управление заранее уведомило орган местного самоуправления о необходимости обеспечить сохранность объекта до окончания экспертизы. Несмотря на это, работы по сносу здания не были остановлены.

Согласно заключению эксперта жилой дом представлял ценный объект городской застройки исторического центра Старого Оскола. Однако в связи с демонтажем он утратил свою историко-культурную значимость.

Решением Старооскольского городского суда Администрация Старооскольского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14.2 Кодекса об административных правонарушениях (неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность). Администрации назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 тысяч рублей. Белгородский областной суд оставил решение без изменения».

Вопреки информации, опубликованной судом, начальник областного управления государственной охраны объектов культурного наследия Галина Акапьева рассказывает журналистам, что «дом не был включён в реестр объектов культурного наследия, никаких заявлений о включении не поступало».

Жители Старого Оскола целый год вели борьбу за сохранение дома Воейкова. Как пишет местный активист Николай Черных, «осенью прошедшего, 2015 года в Старом Осколе был начат сбор подписей в пользу сохранения каменного особняка царских времен, уцелевшего до наших дней - Дома Петра Воейкова, расположенного по адресу: улица Комсомольская, 56… Петр Антонович Воейков , именем которого назван этот дом, был предводителем дворянства Старооскольского уезда. Само здание , в котором он жил, было построено в 1904 году. На культурную и историческую ценность данного здания указывает и то, что оно находится в старом районе города, в 100 метрах от него еще полвека назад располагалась величественная Покровская церковь. Дому Воейкова повезло больше, его восстановили после бомбежки немецкой авиации. Реставрировали и берегли. Советская власть не спешила присваивать какие-либо титулы этому дому, потому что, наверное, и так было понятно: красота спасет мир. Главный художник и архитекторы Старого Оскола в 80-90-ые годы отстаивали каждое здание , имеющее культурную и историческую ценность . Несмотря на то, что вокруг Дома Воейкова находятся давно зарегистрированные памятники истории и архитектуры, сам дом таковым до сих пор не признан!

1000 подписей горожан, собранные чтобы устранить этот пробел, уже в наше время, благополучно осели в Управлении культуры Старооскольского городского округа и пролежали с осени 2015 года по май 2016 года. Когда накануне праздников этот дом начали активно растаскивать на кирпичи и в нем возникать ночные пожары, люди стали недоумевать. Как выяснилось, на борьбу за дом Воейкова чиновники от культуры долго собирались... На мой вопрос: поступали какие-либо документы о сохранении данного здания с передачей их из Старого Оскола в Белгородское Управление культуры, везде только пожимали плечами. Тогда я обратился к начальнику Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области Галине Викторовне Акапьевой. Последовал ответ: никаких подписей в защиту Дома Воейкова там в глаза не видели.

О существовании данного дома в Управлении гос.охраны ничего не известно. Согласно порядку о назначении комиссии по включению здания в реестр охраняемых «как вновь выявленного» памятника архитектуры нужно было, оказывается, написать заявление, что я и сделал. Вместе с подписями неравнодушных людей я отправил собранные документы в Белгород. Появилась надежда... Оговорюсь, что моему решению предшествовало выяснение обстоятельств, при которых в здании происходят возгорания, пропадает черепица и т.д.

В один их своих визитов во дворе Дома Воейкова я увидел некого Труфанова Виктора Петровича, который представился охранником дома, препятствующим безобразию. На деле это оказалось не так. В другой свой приезд к дому я увидел человека, выкидывающего кирпичи с чердака дома. При подчинении рабочего командам старого знакомого гр-на Труфанова стало очевидно, что здание просто «внаглую» сносят на глазах всего города. В ту же минуту я вызвал наряд полиции, которому эти люди признались, что на самом деле являются нанятыми специалистами по демонтажу зданий. Дом Петра Воейкова, по их словам, им дано задание разобрать «до 1 числа». Своим нанимателем по данному вопросу люди бомжеватого вида назвали управление, отвечающее за жизнеобеспечение. Пока комиссия государственной охраны едет из Белгорода, снос дома власти приостановили…

Дом Воейкова является каменным, с подвалом и уникальной аркой и ,несомненно, является культурной достопримечательностью для горожан всех поколений. Поэтому так легко прохожие ставят свои инициалы на обращении в его защиту . Вандалам дом оказался явно не по зубам! И неплохо было бы в старинном городе Старый Оскол, в данном здании, которое, несомненно, требует ремонта после пожара, но является целым, когда-нибудь открыть музей Истории хороших манер».

Увы, хорошими манерами в наши времена памятники не спасаются. Дом снесен летом 2016 года, причем старинными кирпичами, согласно телерепортажам, торговали прямо на месте.

Фото: социальные сети. Видео: «9 канал»

На главную