Калужская оплеуха общественному согласию
Уничтожен дом, который восстанавливали волонтеры «Том Сойер Феста»
Константин Михайлов
Хроника необъявленного сноса
Утром 13 октября 2018 года Ольга Небольсина, координатор проекта «Том Сойер Фест» в Калуге, спешила к дому губернского архитектора Яковлева на улице Луначарского, 3 - дому, с которого в 2017 году начался калужский фестиваль «Том Сойер Фест». Волонтеры за несколько недель восстановили фасады, укрепили цоколь деревянного особняка 1910 года. Из обшарпанного строения он превратился в одну из городских достопримечательностей, им гордились, его показывали гостям.
Гордились не только красотой и проделанной работой, но и сбывшейся мечтой, и реализованной инициативой. Дом Яковлева стал не просто символом, но реальностью гражданского общества. Захотели - и сделали, помогли историческому городу. Собирали деньги, материалы и инструменты, привлекали единомышленников, не просили у властей помощи, находили спонсоров.
С большим энтузиазмом провели в Калуге «Том Сойер Фест» в 2018 году на другом доме (ул. Рылеева, 73), принимали гостей-соратников из других городов, выезжали помогать «Том Сойер Фесту» в Боровске…
Но 13 октября Ольгу Небольсину гнала на улицу Луначарского не гордость, а тревога: накануне поздно вечером вокруг дома появилось ограждение, и кто-то из рабочих проговорился: будем сносить.
Около 10 утра от дома Яковлева оставалась лишь половина, которую крушил экскаватор. Небольшое деревянное здание было уничтожено стремительно, и заявления городской администрации о приостановке работ и о последующем разбирательстве с вызовом собственника звучали горькой издевкой.
С точки зрения законности, разбирательство вряд ли приведет к каким-либо карам. До 2008 года дом Яковлева имел статус выявленного объекта культурного наследия, но затем государственная историко-культурная экспертиза признала его не достойным включения в Госреестр памятников, и охранный статус сняли. Через несколько лет здание (многоквартирный жилой дом) официально признали аварийным и подлежащим расселению и сносу. Попытки калужских краеведов и градозащитников вернуть дому охранный статус успеха не имели. Потом некий частный собственник из Москвы (об этом говорили в городе уже летом 2017-го, в разгар волонтерских работ) начал скупать квартиры и расселять дом. К осени 2018-го он стал обладателем всех квадратных метров - и распорядился своей собственностью, в полном соответствии с Градкодексом, по которому он ни у кого не должен спрашивать разрешения на снос. Мы писали об этом совсем недавно по случаю сноса очередного исторического дома в Москве.
«У меня вместо сердца кровавая мозоль»
Неравнодушные калужане не скрывают эмоций в том-сойер-фестовской группе в соцсети. Почитаем, что думают люди, это ведь не менее важно, чем, например, нашумевшая история кулачных похождений футболистов:
«Невозможно сдерживать слезы»;
«Этот город не достоин собственной истории. Им управляют, и вершат его судьбу "Иваны, родства не помнящие" во всех смыслах»;
«Такое происходит везде»;
«А я не могу переживать за "везде", у меня на свой город уже нервов не хватает - взамен горечи приходит тупое безразличие, желание махнуть на всё рукой…»;
«Буквально вчера на опасения краеведов о будущем деревянных домов Калуги градоначальник обещал особое к ним отношение»;
«Это очередной пример того, чего стоят обещания властей. Как относиться к людям, у которых правая рука не ведает, что творит левая?»;
«Градоначальника озаботили судьбой именно этого дома ещё летом, этот дом был на особом учёте. Я лично Голову ни в чём не обвиняю, он даже производит впечатление небезразличного человека, но своего веского слова в защиту дома он не сказал. И то, что он о чём-то не знал в своём городе, очень и очень сомнительно…»;
«У меня вместо сердца просто кровавая мозоль. Отчаяние и уныние, нигде нет просвета и надежды. Мне иногда кажется, что мы окружены зомби, и они скоро все захватят»;
«Как же мне обидно за вас, ребята, хороших людей и так дефицит, а тут еще по рукам вам хлещут. Что-то внутри умирает»;
«Я бывший собственник квартиры в этом доме. Вы не поверите, какую переписку мы вели с властями по поводу сохранения и реставрации этого дома, есть переписка аж с 1986 года, а то и ранее. То нельзя его трогать, потому что памятник, то на памятник денег нет, то ещё что-нибудь. Жильцы не в состоянии были сделать капитальный ремонт, но посильно как-то сохраняли его. Но жить в этом доме было физически невозможно, туалет на улице, кухня общая. Мы просили власти нас переселить и сделать из него музей, но вы же знаете, как у нас в России… В итоге всем жильцам это надоело, жить-то хочется в нормальных условиях. Организатора, кстати, реставрации этого дома перед началом работ я лично предупреждал, что не нужно тратить силы и деньги на этот дом, потому что уже есть покупатель, но он не услышал. Уже в процессе реставрации часть дома была продана. Лично мне очень, искренне жаль, что его снесли, но судьба его была предрешена уже давно».
Андрей Кочетков, основатель и координатор всероссийского «Том Сойер Феста», очень верно прокомментировал калужский снос:
«Произошедшее - это, несомненно, удар по “Том Сойер Фесту” и идее настоящего, а не фиктивного добровольчества (когда в качестве волонтёров нам представляют принуждённых к каким-то работам учащихся или бюджетников). Пока на федеральном уровне мы постоянно слышим разговоры о вовлечении населения, важности коммуникаций власти и общества, в Калуге наносится удар не только по уничтоженному дому Яковлева, но и по добровольцам в 27 городах России, которые работают в рамках “Том Сойер Феста”. Надеюсь, что это некомпетентность и лень лиц, принимающих решения, а не осознанный удар по общественным инициативам…Надеюсь, что из случившегося все извлекут для себя уроки. И оно не останется незамеченным на самых разных уровнях. Потому что это не просто снесённое очень красивое здание с длинной историей, а удар по доверию между властью и обществом в целом».
Для «Хранителей Наследия» - комментарий Ольги Небольсиной, координатора проекта «Том Сойер Фест в Калуге»:
«В 2017 году я еще не была координатором, на доме Яковлева работала волонтером. Уже тогда жильцам говорили, что их будут расселять, что появился собственник, который купил землю под домом, мы его не знали. В городе все в шоке, никто не знал, что готовится снос. Знали ли власти - не могу судить. Настроение у нас теперь - сами понимаете, какое - да никакое. Столько сил в этот дом было вложено…»
Для «Хранителей Наследия» - комментарий Евгения Чудакова, начальника Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области:
«Дом имел статус выявленного памятника, но по итогам государственной историко-культурной экспертизы около десяти лет назад региональный госорган охраны культурного наследия издал решение о не-включении его в Единый госреестр памятников истории и культуры. Летом 2018 года дом уже опустел, жильцы были расселены. Снос - это решение инвестора, собственника, разрешения нашего управления они по закону не должны были получать. Что точно будет сделано по нашей линии, в соответствии с введенной нами практикой: поскольку это исторический центр Калуги, и по соседству находятся объекты культурного наследия, любой строительный проект на этом участке, в соответствии со ст. 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия…» должен включать раздел об обеспечении сохранности памятников истории и культуры. И этот раздел будет проходить и историко-культурную экспертизу, и наше согласование. И эксперты будут оценивать в том числе и архитектурный облик будущей постройки, чтобы здесь не появилась безликая коробка. Это будет регенерация исторической застройки, такие примеры у нас уже есть. Мы этот участок возьмем на контроль, и без раздела проекта об обеспечении сохранности объектов наследия никакого разрешения на строительство инвесторы не получат».
Политическое калужское дело
Будем верить, что все разбирательства состоятся, и все обеспечительные меры, о которых говорит начальник калужской охраны памятников, будут приняты.
Поговорим о том, что ясно без всяких разбирательств.
Снос дома Яковлева в Калуге - не просто очередная утрата Россией очередного фрагмента своей культуры и цивилизации. Помните, Ленин писал в 1905 году, что в «Кровавое воскресенье» в Петербурге была расстреляна вера в царя? Так вот, в октябре 2018 года в Калуге была раздавлена экскаватором вера людей в возможность самостоятельно изменить к лучшему жизнь в собственном городе, хотя бы и на одном только земельном участке. Общественной инициативе, неравнодушным гражданам, молодым патриотам, добровольцам-волонтерам, готовым вкладывать свой труд и свои средства в возрождение родного города - указали на место. Вы можете проводить акции, красить фасады и говорить вдохновенные слова - но решать будете не вы. Решать будут другие люди, в другом месте, а про вашу любовь к родному городу можете написать на заборе. И инициативу, ребята, проявляйте впредь там, где мы укажем, а не там, где захотелось.
Таков на самом деле месседж, привезенный калужанам в ковше этого экскаватора. Кто его автор - я не знаю. Но думаю, что нельзя будет все «свалить» на собственника-застройщика. Он не в пустыне орудует, а в стране и городе, где есть власть, которая обязана в том числе защищать общественные интересы. Дело о сносе дома Яковлева - не историко-культурное, а политическое.
В объявленный Президентом России Год волонтера, после выхода «майского указа» Владимира Путина, где поддержка добровольческих движений в сфере культурного наследия выделена отдельной строкой - в славном городе Калуге позволяют раздавить экскаватором одну из самых ярких волонтерских инициатив последних лет, которая обрела уже всероссийский масштаб.
Если даже отбросить конспирологические версии о том, что снос дома Яковлева – это показательный урок калужанам, осмелившимся предпринять что-то в родном городе не по указке начальства… В любом случае этот снос - грандиозный политический просчет городских и областных властей, которым вряд ли удастся отговориться неведением о намерениях собственника. Никто не поверит. Сделки с землей и квартирами не могли быть тайной для властей. Как и намерения собственника. Ведь все же знают, что инвесторы у нас скупают участки, квартиры и старинные деревянные дома из самых лучших побуждений - чтобы их потом восстановить…
Но калужские власти самоустранились от защиты знакового объекта прекрасной гражданской инициативы, допустили, чтобы ее проутюжили экскаваторными гусеницами. Именно результатом такой «политики» становится раскол, отчуждение между государством и обществом, между государством и его гражданами. Так плюют людям в душу, так гасят "души прекрасные порывы", так выталкивают во "внутреннюю эмиграцию", в оппозицию... В Калуге 13 октября общественному согласию нанесена не просто пощечина - оплеуха. Это антипатриотическое воспитание, причем не словом, а делом.
Если у калужских властей нет понимания этого очевидного факта - нужна адекватная реакция властей федеральных.
Дома Яковлева не вернуть, но неравнодушным гражданам и патриотам Калуги требуется поддержка. И словом, и делом.
P.S. "Стыдно, но я был не в курсе". Городской голова Калуги принес извинения "Том Сойер Фесту":
Глава Калуги Дмитрий Разумовский сделал заявление о сносе дома Яковлева:
"Встретился сегодня с представителем собственника дома по ул. Луначарского, 3 (дом архитектора Яковлева). С самим собственником (пожилой женщиной, которая ранее там проживала) встречаться никакого смысла нет, она ничего не решает. Внятных пояснений не получил. «Мы собственники, действовали в рамках законодательства. Какиек нам претензии?». На вопрос о цели сноса и дальнейших шагах также ответа не последовало. «Возможно, будет малоэтажный жилой дом» - это все, что удалось выяснить.
Изменённый проект планировки этой территории пока не утверждён и без широкого публичного обсуждения утверждён не будет. Это я взял на свой личный контроль. Так что сделать там что-то просто так уже не получится. Кроме того, сам снос дома был произведён с нарушениями - в Горуправу должны были направить уведомление о сносе за 7 рабочих дней до начала производства работ. Этого не сделали. Должны были получить согласования на отключение от сетевых и энергоснабжающих компаний. По крайней мере, Теплосеть и Водоканал таких согласований не давали, заявки к ним не поступали.
На основании этих фактов поручил контрольным органам провести проверку законности сноса объекта. Начнём в понедельник.
Собственнику предложил дом восстановить, после этого продолжим обсуждение перспектив освоения этой территории. И делать это будем публично.
Теперь, в целом, о моем личном отношении к этой ситуации. Я уже писал, но все же.
Такого рода процессов в городе просто не должно быть! Стыдно, но я был не в курсе сноса. Что здесь, изъяны законодательства или злой умысел - буду разбираться. Но, однозначно, такого рода городские решения не должны проходить незамеченными. Публичность - это выход. Но я не могу обвинять только лишь своих коллег. Собственники, представители городского бизнес-сообщества должны понять, что работая в городе надо, в первую очередь, приносить ему пользу, учитывать мнение активных горожан. Таких у нас, слава богу, немало. И только после этого - бизнес. Так всегда было и в Калуге и в России. Думайте о людях, пожалуйста. В противном случае нормальной работы в нашем городе у вас не получится.
И в завершение я бы хотел от лица городской управы принести извинения организаторам и участникам фестиваля «Том Сойер Фест». Понимаю, что уже поздно, но все же прошу не ассоциировать факт сноса со всей городской управой и нашим городом. И в органах власти и в городе много порядочных неравнодушных людей. Именно с ними и будем работать".
Фото: VK-группа «Том Сойер Фест в Калуге»