Новодел с авгурами. Послесловие

Новодел с авгурами. Послесловие

08.05.2019
Новодел с авгурами. Послесловие

Когда в конце апреля «Шахматный дом» в Нижнем Новгороде еще стоял и с него демонтировали изваяния авгуров, мы написали: «Авгуров сняли. Дома нет».  Не нужно было обладать даром провидца. Ответственный представитель реставрационной фирмы-подрядчика честно предупреждал: «Они (авгуры – Ред.) будут сохранены, сохранена входная группа под этими головами. Остальное будет восстанавливаться заново». 

Теперь все так и есть. От «Дома с авгурами» остались, собственно, авгуры и небольшой огрызок главного фасада (см. заглавное фото), где была входная дверь в стиле модерн. Ее тоже демонтировали.

Объекта культурного наследия нет, есть несколько его фрагментов. И «исторический облик», о котором говорят реставраторы и госорган охраны наследия, как будто он может существовать отдельно от памятника. 

Давайте тогда переименуем госорган в Управление госохраны исторических обликов. Или в Управление охраны призраков культурного наследия. Честнее будет.   

«Вся Россия посмотрела, что у нас теперь называется „реставрацией“. Реставрацию подменили сносом», – говорит координатор нижегородского «СпасГрада» Анна Давыдова.

av2.jpg

Управление госохраны памятников Нижегородской области успокаивает горожан в прессе: не извольте беспокоиться, все будет. 

И объясняет: «Перед началом работ были проведены инженерные обследования, которые показали, что деревянные перекрытия, деревянные оштукатуренные стены и кровля находятся в аварийном состоянии. Изначально проектом была предусмотрена разборка всех стен, кроме фасада, выполненного из кирпича, на котором располагались фигуры авгуров, и восстановление их из аутентичных материалов. Но в ходе проведения работ выяснилось, что на каменной стене появились трещины, которые угрожают ее несущим способностям. В связи с этим было принято решение о демонтаже кирпичной вставки». 

И заверяет: после реставрации дом сохранит свой исторический облик. Все оригинальные элементы, в том числе деревянные двери, кованые решетки, лестница и детали внутреннего оформления будут возвращены на свои места.

Видимо, в Управлении считают всех остальных за идиотов: появились трещины в кирпичной стене – значит стену нужно и можно ломать. Про укрепление, выпрямление, инъектирование аварийных конструкций памятников архитектуры и многолетний опыт советской и российской реставрации в Управлении, видимо, не подозревают. Отступление от утвержденного этим же Управлением проекта объясняют очень просто:  "Все это зафиксировано в соответствующих актах. Поэтому было принято решение о демонтаже и кирпичной вставки". Без экспертного консилиума, без обсуждений – «было принято решение», перед которым поставили весь город.

И.о. руководителя Управления госохраны объектов культурного наследия Нижегородской области Игорь Петров, похоже, нимало не смущен исчезновением «Дома с авгурами». Он рассказывает в СМИ, что все «процедуры» проводятся в полном соответствии с законодательством, износ дома составлял 98 %, и другого выхода не было.

«Мы сохраним полный комплект дверей, решетки, деревянные дубовые лестницы, входную дверь, изразцовую печку. Кроме того, были сделаны обмер и слепки потолка в главном зале. Это поможет его воссоздать», – говорит Игорь Петров. 

И, конечно, добавляет хрестоматийное: «Это не снос, это вид работ – демонтаж аварийных конструкций. Если бы это был снос – мы были сразу отреагировали». А также: «Ценности кирпич не представляет. Внешний облик памятника будет восстановлен в мельчайших подробностях».

Федеральный закон о наследии в Управлении, вероятно, не дочитали до того места, где говорится об обеспечении физической сохранности памятников.  Единственное, что беспокоит госорган: «У нас есть ряд замечаний к проекту, в частности к некоторым современным материалам, которые планируется использовать при проведении реконструкции, ведь они могут быть заменены на аутентичные. По этому вопросу ведется работа с владельцем здания».

Полноте, господа. Если уж вы позволили владельцу снести дом, то чего ж мешать ему «воссоздавать» его из железобетона?

Градозащитники спорят. «Собственник никогда не был заинтересован в том, чтобы сохранить здание. Если бы применялись соответствующие технологии, можно было демонтировать лепнину с фасадов и из внутренних помещений, но сняли только деревянные двери, рамы, решетки, авгуров и изразцы с печи. Саму печь при этом разрушили, хотя она была предметом охраны», говорит Анна Давыдова.

Координатор «СпасГрада» предприняла маленькое расследование и выяснила интересные факты

«Есть ворох бумажек, а дома нет… Разгребая в эти дни имеющиеся в моем доступе документы, выясняю следующее: проектов было два - эскиз очень плохого качества, прошедший государственную экспертизу и не получивший положительной реакции специалистов совета УГО ОКН НО и рабочий проект, который никаких процедур обсуждения не проходил, имел заключение строительной экспертизы. Но не историко-культурной. Вот по нему, вероятнее всего, и строят. С демонтажом подлинных конструкций. И теперь вопрос: что ж согласовали чиновники органа государственной охраны? Если рабочий проект, то он без экспертизы историко-культурных экспертов, и давать разрешение на его реализацию нельзя было. Если эскизный проект… то он без строительной экспертизы, и по еще многим параметрам не мог быть согласован. Каков бы ответ не был получен, он не в пользу чиновников УГО ОКН НО.

Не думаю, что есть слепки потолочной лепнины, которая являлась предметом охраны здания… Слава Богу, что уже практически под бульдозерами, архитектору Виктору Ковалю и Евгению Вандышеву удалось успеть сделать обмеры и шаблоны лепного узора потолков…. И вот как можно было согласовать проект без таких обмеров и дать ему положительное экспертное заключение? Кстати, имена экспертов следующие, чтобы все знали: О.Б. Демин, С.И. Шашин, В.Я. Коринилов...

Ну теперь пусть прокуратура разбирается, куда делся подлинный дом 1907 года постройки, непревзойденный шедевр модерна».

avg2.jpg

Прокуратуре, заметим, лучше разбираться – какой именно проект согласовало региональное Управление госохраны  и почему оно так охотно пошло навстречу пожеланиям собственника – по горячим следам. Когда на улице Пискунова вырастет новенький, с иголочки, новодел с авгурами – вдохновения не будет. 

Безнаказанные сносы памятников в Нижнем Новгороде стали чуть ли не повседневной практикой. В середине апреля выяснилось, например, что уничтожен выявленный объект культурного наследия – дом Ассоновой-Красильниковой (Грузинская ул., 31), переданный властями Нижегородской митрополии. Тут уж все вообще было без согласований и разрешений. Итог? Градозащитник Станислав Дмитриевский пишет в социальной сети  об отказе полиции возбуждать уголовное дело. «Меж тем еще одни «реставраторы» под шумок снесли «Шахматный дом» на ул. Пискунова. Ведь, как известно, безнаказанность порождает рецидив преступления. Два уничтоженных памятника, находившихся на госохране, за один месяц - такого себе даже Шанцев в лихие годы не позволял», – пишет Станислав Дмитриевский.

На главную